Занятие 2. Заход на посадку с помощью ИЛС

- Род Мачадо

Ну что, вы готовы повеселиться? Если вы раньше считали посадку самолета интересным занятием, вы обязательно влюбитесь в процесс захода на посадку по ИЛС. Я уже немного говорил об этом раньше, но сейчас пришло время остановиться поподробнее на одном из самых сложных и интересных процессов в авиации.

При заходе на посадку по ИЛС снижение к ВПП будет производиться с использованием как вертикального, так и горизонтального радиоуправления. При этом необходимо следить за двумя стрелками на экране ИЛС, который располагается на панели приборов (рис. 2-1).


Рисунок 2-1

В отличие от остальных заходов по приборам, на этот раз вы будете снижаться до ВПР, которая составляет примерно 200 футов над ВПП (рис. 2-2).


Рисунок 2-2

С этой не больно-то высокой "жердочки" вы должны окинуть взглядом окрестности и решить, видите ли вы ВПП достаточно хорошо, чтобы совершать посадку (поэтому она и называется высотой принятия решения). Если безопасная посадка не может быть совершена из-за плохой видимости, вы должны прибавить газу, вновь набрать высоту и направиться в сторону аэропорта с более приемлемыми погодными условиями. Давайте рассмотрим заход на посадку по ИЛС поподробнее.

Система ИЛС состоит из двух электронных лучей. Один из них направлен в сторону от ВПП, другой вверх (рис. 2-3).


Рисунок 2-3

Исходящий (горизонтальный) луч называется курсовым маяком и помогает вам направить самолет на ВПП. Данные о курсовом маяке можно получить, взглянув на стрелку (рис. 2-3, п. А). Если она отклонена вправо, необходимо лететь правее, если влево - левее; если стрелка расположена по центру, то это значит, что вы направляетесь к центру ВПП. Таким образом, стрелка курсового маяка всегда должна быть расположена по центру, кроме ситуации совершения посадки при ветреной погоде; в этом случае необходимо вносить небольшие корректировки. На первый взгляд это просто, но овладеть этим навыком вы сумеете далеко не сразу.

Луч глиссады представляет собой электронный луч, направленный вверх под углом примерно в 3 градуса (рис. 2-3). Если глиссадная планка занимает центральное положение (рис. 2-3, п. B), это значит, что вы беспрепятственно снижаетесь и приближаетесь к ВПП. Поддерживать глиссадную планку в заданном положении необходимо точно так же, как и стрелку курсового маяка: если она отклонена вверх, летите вверх, если вниз - летите вниз. Главное следить за тем, чтобы снижение происходило с определенной скоростью и вы приближались к ВПР по лучу глиссады.

Снижение с постоянной скоростью

Обычно заход на посадку по ИЛС производится со скоростью 90 узлов и скоростью снижения 500 фт./мин., что позволяет двигаться по лучу глиссады. При увеличении скорости полета скорость снижения, естественно, тоже должна быть увеличена. Для приведения глиссадной планки в центральное положение необходимо иметь в виду два фактора, непосредственно влияющие на скорость снижения: угол глиссады и наличие ветра.

Предположим, вы хотите совершить заход на посадку по ИЛС со скоростью снижения 500 футов и воздушной скоростью 90 узлов (стандартные параметры захода на посадку по ИЛС). Как этого добиться? Для начала вам нужно снизить режим газа до 1600 об/мин; это повлечет за собой небольшое отклонение носа вниз. После этого вы должны задать тангаж самолета, который обеспечит снижение со скоростью 500 фт./мин и воздушной скоростью 90 узлов. Да-да, все ровно наоборот по сравнению с предыдущим занятием. С помощью этих действий вы можете точно контролировать скорость снижения, необходимую для захода на посадку по ИЛС.

Ниже приведена последовательность действий.

  1. Задайте режим газа для поддержания горизонтального полета с воздушной скоростью 90 узлов.
    Для горизонтального полета со скоростью 90 узлов необходимо задать положительный угол тангажа величиной примерно 6 градусов.
  2. Снизьте режим газа до 1600 об./мин., дайте носу естественным образом опуститься и задайте тангаж для снижения со скоростью 500 фт./мин. Для этого необходимо задать по АГ положительный угол тангажа величиной примерно 3 градуса.
  3. Произведите триммирование пространственного положения для поддержания скорости снижения.
  4. Внесите небольшие корректировки в настройки режима газа для поддержания воздушной скорости 90 узлов.
    (Имейте в виду, что самолет обладает инерцией, так что изменение скорости при изменении режима газа может занять несколько секунд. Не торопитесь).

Верите вы или нет, но я только что описал правильную последовательность действий для перехвата луча глиссады. После этого вам необходимо производить ровный полет с воздушной скоростью 90 узлов, пока стрелка не опустится к центру экрана ИЛС (рис. 2-4).


Рисунок 2-4

После того как стрелка займет центральное положение, необходимо сбавить обороты до 1600, задать тангаж и произвести триммирование для снижения со скоростью 500 фт./мин. и воздушной скоростью 90 узлов. Учитывая ваше состояние полной гармонии с природой, самолет должен спокойно снизиться до ВПР по лучу глиссады. Но помните: даже малейшее возмущение чакр отрицательно влияет на карму, так что вам придется корректировать скорость снижения, чтобы глиссадная планка оставалась в центре. Давайте посмотрим, как это делается.

Представим, что вы находитесь выше луча глиссады и вам необходимо увеличить скорость снижения. Для увеличения скорости снижения с 500 до 700 футов в минуту вам необходимо задать отрицательный угол тангажа величиной 3 градуса (рис. 2-5).


Рисунок 2-5

Чтобы воздушная скорость оставалась неизменной и равнялась 90 узлам, вам необходимо уменьшить режим газа. Для этого не нужно гнаться за стрелкой вариометра, достаточно просто задать по АГ правильное пространственное положение и немного подкорректировать усилие на штурвале.

Теперь представим, что вам удалось перехватить глиссадный луч и вы хотите, как и до этого, снижаться со скоростью 500 футов в минуту. В этом случае вам необходимо задать положительный угол тангажа величиной в 3 градуса и задать режим газа около 1600 об./мин.

Представим, что вы находитесь ниже луча глиссады и должны уменьшить скорость снижения, чтобы перехватить его. Для уменьшения скорости снижения с 500 до 300 футов в минуту задайте нулевой тангаж, как показано на рис. 2-6.


Рисунок 2-6

Чтобы воздушная скорость равнялась 90 узлам, задайте режим газа около 1700 об/мин.

Не гонитесь за стрелкой вариометра - просто скорректируйте усилия на штурвале и тангаж по АГ. Этого достаточно для нормализации показаний вариометра.

Чтение основных приборов по кругу

При заходе на посадку по ИЛС нельзя расслабляться ни на секунду - необходимо постоянно контролировать показания приборов по мере снижения до ВПР, а это отнимает много сил. Фактически вы будете постоянно выполнять второй этап чтения приборов для поддержания режима снижения с постоянной скоростью. На рис. 2-7 показаны основные приборы, используемые при заходе на посадку по ИЛС.


Рис. 2-7. Основные приборы для захода на посадку по ИЛС. Указатель воздушной скорости - основной прибор для контроля мощности; гирокомпас - основной прибор для контроля крена; вариометр - основной прибор для контроля тангажа.

Итак, с помощью вариометра вы контролируете тангаж, с помощью гирокомпаса - крен, а указатель воздушной скорости помогает следить за режимом газа. Добавив к этому списку экран ИЛС, мы получим полный список приборов, для которых надо осуществлять чтение по кругу при заходе на посадку по ИЛС (постоянное чтение указателя воздушной скорости не является необходимым). Однако другие приборы также могут вам пригодиться. Так что вы будете слишком заняты, чтобы перейти к контрольному чтению приборов.

Кроме того, углы глиссады могут отличаться друг от друга, поэтому требуемая скорость снижения также может изменяться. На рис. 2-8 изображена таблица соотношения путевой скорости и угла глиссады для захода на посадку по ИЛС.


Рисунок 2-8

Таким образом, при скорости в 90 узлов и угле глиссады, равном 3 градусам, вам необходимо снижаться со скоростью 485 футов в минуту.

Теперь все в ваших руках. Если у вас проблемы с перехватом курсового маяка, постарайтесь выровнять самолет по ВПП визуально. Вы увидите, как легко лететь с постоянным курсом, имея перед глазами ВПП. Ваша задача значительно облегчается, так как есть возможность контролировать тангаж, крен и пространственное положение в соответствии с тем, что вы видите перед глазами. Если такой возможности нет, то необходимо хорошо уметь читать приборы, чтобы получить ту же информацию, наблюдая за указателем воздушной скорости, гирокомпасом и экраном ИЛС.

Несколько важных хитростей

Теперь, когда у вас есть общее представление о заходе на посадку по ИЛС, послушайте несколько советов от профессионалов. Главное - не забывайте, что основное внимание при чтении приборов по кругу нужно уделять гирокомпасу и вариометру; читать каждый раз по кругу указатель воздушной скорости или экран ИЛС нет необходимости. Указатель воздушной скорости можно читать по кругу один раз в 10 циклов чтения приборов по кругу, экран ИЛС - один раз в 3 цикла. Кроме того, при наличии времени вам, конечно же, захочется ознакомиться с показаниями высотомера, тахометра и прочих приборов. После того как вы вышли на требуемый курс и снижаетесь с требуемой скоростью, значения этих параметров не должны изменяться, пока для этого не будет веской причины. Я не ошибся, они именно не должны изменяться: опытные пилоты способны контролировать курс с точностью до градуса, а скорость снижения - с точностью до 25 футов в минуту. Но это умеют только очень опытные пилоты.

В зоне турбулентности ваш курс и показания вариометра могут хаотично изменяться, так что лучшим решением в данной ситуации будет лететь по усредненным показаниям. В этом случае контроль тангажа и крена лучше производить в основном по АГ: задайте тангаж, максимально близкий к необходимому для правильной скорости снижения и поддерживайте ровное положение крыльев по АГ.

Иногда во время игры вам придется резко перемещать джойстик с маленькой амплитудой, так как в отличие от реального самолета вы не чувствуете изменения усилия на органах управления и не можете почувствовать изменения пространственного положения. К тому же самолет оборудован рулями направления, которых у вас может не быть. В этом случае резкие движения с маленькой амплитудой помогут вам сохранять необходимое пространственное положение самолета. Но если у вас есть педали или джойстик управления рулем направления, движения должны быть мягкими и плавными.

Курсовой маяк и поправка на ветер

Я вспоминаю тот день, когда я, будучи подростком, заявил отцу, что мне не хватает места. Он выставил меня за дверь и сказал: "Теперь свободного места вокруг тебя сколько угодно". В этот момент я осознал всю силу обратной связи. Это понимание повлияло на мои поступки и, я уверен, повлияет на ваши, особенно в области полетов по курсовому маяку.

Когда вы только приступаете к заходу на посадку по ИЛС, самолет должен следовать по направлению к курсовому маяку. Для аэропорта Окленда этот курс - 294 градуса. Итак, вы летите указанным курсом и наблюдаете за поведением стрелки. Ее движение и будет показателем обратной связи, то есть вам необходимо знать, как и в какую сторону двигается стрелка, в то время как вы летите курсом 294 градуса.

Поведение стрелки курсового маяка говорит о скорости и направлении ветра. Если стрелка отклоняется от центрального положения, выровняйте ее с использованием угла перехвата от 5 до 10 градусов. Чем меньше будет его величина, тем меньше шансов на то, что выравнивание будет чрезмерным. Конечно, если вы задали 10-градусный угол и его не хватило для выравнивания стрелки, угол нужно увеличивать дальше и, после возвращения на курс, принять во внимание, что угол поправки на ветер должен быть не меньше 10 градусов.

Когда стрелка курсового маяка вновь займет центральное положение, задайте небольшую поправку на ветер. Угол поправки будет составлять 1, 5 или 10 градусов и должен основываться на вашей оценке силы ветра. После этого посмотрите, вернулась ли стрелка курсового маяка в центральное положение. Если да, то теперь вы знаете, что угол поправки на ветер равен разности текущего угла и курса на маяк.

Например, после перехвата маяка в Окленде вы двигаетесь курсом 294 градуса, и через несколько секунд стрелка начинает отклоняться влево. Чтобы вновь перехватить маяк, вы принимаете курс, который на 10 градусов левее 294 градусов (угол перехвата 284 градуса). После того как стрелка вернется в центральное положение, вы задаете угол поправки на ветер, равный 5 градусам левее 294 градусов (289 градусов). Если стрелка сохраняет центральное положение, то это значит, что выбрана правильная величина угла. Этот прием называется входом в равносигнальную зону и с небольшими изменениями используется всеми профессиональными пилотами для выравнивания стрелок ВОР-индикатора и курсового маяка.

Овладение этим навыком поможет вам избежать неприятных ситуаций во время полета. Вы ведь не хотите, чтобы стрелка курсового маяка как бешеная билась о корпус прибора, а пассажиры начали задавать каверзные вопросы вроде: "Эй, а что это щелкает? Вы что, включили поворотник? У нас на борту бомба с часовым механизмом?"

Щелкните Начать учебный полет, чтобы попрактиковаться в применении навыков, полученных в области захода на посадку по ИЛС. Поверьте мне, вам должно понравится!

Сайт управляется системой uCoz