Занятие 3. Заход на посадку по системе ИЛС

- Род Мачадо

Основы работы с автопилотом

В кабине современного самолета есть множество полезных для полета вещей. Нет, я не имею в виду второго пилота. Я говорю об автопилоте. Для пилота это второй по важности после кофейника предмет. А если какой-нибудь инженер создаст автопилот, способный варить кофе, летчики будут поклоняться ему как божеству. Но поскольку автопилот в наши дни отделен от кофейника, мы рассмотрим его отдельно.

Основы работы с автопилотом

Использование автопилота "Боинга-737-800" при первых полетах может помочь вам в начале летной карьеры. Автопилот состоит из трех основных компонентов: пилотажного командного прибора, автомата тяги и собственно автопилота. Рассмотрим каждый компонент по отдельности.

Пилотажный командный прибор

Пилотажный командный прибор помогает пилоту выдерживать нужный курс. В отличие от автопилота, физически управляющего самолетом, пилотажный командный прибор лишь указывает отклонение от курса. Вы по-прежнему ведете самолет, а на авиагоризонте появляется несколько планок или перекрестий. Вертикальная планка указывает на отклонение от курса или оси ВПП влево или вправо, а горизонтальная - на отклонение от заданной высоты или глиссады вверх или вниз. Вам же остается лишь выдерживать курс, направляя самолет в сторону отклонения планок.

Пилотажный командный прибор включается переключателем F/D ON, расположенным на левой стороне панели управления режимами автопилота. Включив прибор, выберите режим его работы, нажав соответствующую кнопку (NAV, HDG, APR и т.д.).

Режим Действие
НАВ Отслеживает направление на ВОР-маяк, на который настроен приемник НАВ-1 в окне COURSE.
HDG Отслеживает направление на курс, установленный кремальерой задатчика курса и отображаемый на табло HDG.
APR Отслеживает положение самолета относительно курсового маяка и глиссадного луча согласно настройкам НАВ-1.

Автопилот

Автопилот незаменим, когда вы хотите, чтобы самолет летел сам по себе. Он автоматически выдерживает заданную высоту, курс и скорость. Скорость задается отдельно от курса и высоты посредством автомата тяги.

Автомат тяги

Для того чтобы самолет сам управлял своей скоростью, нужно включить автомат тяги переключателем A/T Arm на левой стороне MCP. Чтобы задать нужную скорость, введите ее значение в табло IAS/MACH на левом крае MCP, щелкнув его мышью. Задав значение скорости, нажмите кнопку IAS (скорость задается в морских милях в час). Чтобы задать скорость в процентах от скорости звука, нажмите кнопку MACH и убедитесь, что отображаемое на табло значение (напр. 0,75) соответствует заданному.

Включение автопилота

Задайте нужные значения в окнах курса, высоты, HDG и IAS (это можно сделать как в режиме паузы, так и в полете). Включите автопилот переключателем A/P CMD (выйдя из режима паузы, если находитесь в нем). Автомат тяги включается тумблером A/T ARM на левой стороне панели управления режимами автопилота.

Ну, вот и все. Немного попрактиковавшись, вы получите в свое распоряжение чудесный маленький прибор, выполняющий многие функции второго пилота. Вот только за чашечкой кофе его не пошлешь, но я отдаю себе отчет в том, что инженеры уже работают над решением этой проблемы.

Установка различных режимов работы автопилота

Прибор Назначение Как настроить
Курс Устанавливает курс на ВОР-маяк или курсовой маяк. Значение в этом табло определяет параметры настройки индикатора отклонения от курса на ПНП.

Отслеживание ВОР-маяка
Чтобы направить самолет на этот курс, нажмите кнопку НАВ под табло. Частота ВОР-маяка определяется значением, установленным в НАВ-1.

Отслеживание курсового маяка
Чтобы отслеживать соответствующий значению в этом табло курс на маяк, нажмите кнопку APR. Убедитесь, что в НАВ-1 установлена правильная частота курсового маяка.

Чтобы уменьшить значение курса, щелкните мышью левую сторону окна. Чтобы увеличить значение курса, щелкните мышью правую сторону окна.

Если ваша мышь оборудована колесом, вращайте его вперед, чтобы увеличить значение курса, или назад, чтобы уменьшить это значение.

HDG Устанавливает магнитный курс полета и настраивает на него кремальеру задатчика курса ПНП. Чтобы уменьшить значение курса, щелкните мышью левую сторону окна. Чтобы увеличить значение курса, щелкните мышью правую сторону окна.

Если ваша мышь оборудована колесом, вращайте его вперед, чтобы увеличить значение курса, или назад, чтобы уменьшить это значение.

IAS/MACH Устанавливает скорость полета согласно заданному в этом окне значению. Чтобы уменьшить значение курса, щелкните мышью левую сторону окна. Чтобы увеличить значение курса, щелкните мышью правую сторону окна.

Если ваша мышь оборудована колесом, вращайте его вперед, чтобы увеличить значение курса, или назад, чтобы уменьшить это значение.

Высота Устанавливает высоту выравнивания. Чтобы уменьшить значение курса, щелкните мышью левую сторону окна. Чтобы увеличить значение курса, щелкните мышью правую сторону окна.

Если ваша мышь оборудована колесом, вращайте его вперед, чтобы увеличить значение курса, или назад, чтобы уменьшить это значение.

VERT SPEED Устанавливает вертикальную скорость подъема (+) или снижения (-) при смене эшелона. Чтобы уменьшить значение курса, щелкните мышью левую сторону окна. Чтобы увеличить значение курса, щелкните мышью правую сторону окна.

Если ваша мышь оборудована колесом, вращайте его вперед, чтобы увеличить значение курса, или назад, чтобы уменьшить это значение.

Режимы работы

НАВ Отслеживает ВОР-маяк, чья частота указана в НАВ-1, и радиал, заданный в окне COURSE.
HDG Отслеживает курс, заданный кремальерой задатчика курса и отображаемый в окне HDG.
APR Отслеживает курсовой маяк и глиссадный луч, чьи частоты заданы в НАВ-1.
IAS Задает приборную скорость в узлах для автомата тяги.
MACH Задает приборную скорость в процентах от скорости звука для автомата тяги.
ALT Включает и выключает режим стабилизации высоты. Выдерживаемая высота задается в окне ALTITUDE.
BC Включает режим обратного курса для отслеживания курсового маяка при заходе на посадку обратным курсом.
LVL Включает автомат нейтрального крена.
Y/D Включает демпфер рыскания, сглаживающий нежелательное рыскание, возникающее из-за небольшой рассинхронизации работы двигателей.
Сайт управляется системой uCoz