Занятие 7. Первый самостоятельный полет

- Род Мачадо

Одно из самых больших удовольствий в жизни летного инструктора - это самостоятельный полет его ученика. Вы - мой ученик, и я с огромным удовольствием буду следить за вашим самостоятельным полетом на этом занятии.

Настало время проверить вас на прочность: сейчас вы сами пролетите на "Цессне-172" один круг над аэропортом по установленной схеме. В одиночку. Лично. Без сопровождения. Самостоятельно!

Давайте уточним, что означает самостоятельный полет. Вы будете лететь сами, и я, ваш инструктор, не смогу оказывать вам непосредственную помощь. Когда я сказал "без сопровождения", я не имел в виду, что вам придется петь в самолете соло, без музыкального аккомпанемента, - впрочем, если есть вдохновение, то ради Бога. Как вы развлекаетесь, когда меня нет рядом с вами, - это ваше личное дело. Могу лишь посоветовать включить в репертуар оперную классику - "O Sole Mio".

На этом занятии эффективность вашей работы будет зависеть исключительно от вас. Я буду, впрочем, говорить с вами по радио, то есть вы не будете совсем отрезаны от мира.

Чтобы сделать занятие более содержательным, я буду давать указания, когда и где следует выполнить тот или иной маневр. Вам останется лишь применить полученные знания. Я дам вам по радио разрешение на взлет и сообщу, как нужно будет менять курс и высоту полета, чтобы вернуться на посадку... в тот же аэропорт, откуда вы вылетели. Я поведу вас по левосторонней прямоугольной схеме движения над аэропортом ("коробочке") и в итоге направлю вас на ВПП 19 для посадки.

Занятие начинается в стартовой позиции перед ВПП 19 в аэропорте Бремертона. Перед взлетом вы, возможно, услышите нечто похожее на отдаленный звук отбойного молотка. Не волнуйтесь, это не ремонт взлетной полосы. Это просто бьется ваше сердце, и это вполне нормально. Вас ждет волнующее событие, и вы, естественно, возбуждены. Когда будете готовы, я попрошу вас отпустить тормоза, прибавить газ и начать разбег. На скорости 55 узлов вы поднимете нос в начальное положение для набора высоты - 10 градусов (рис. 7-1).


Рисунок 7-1

Затем вы немного измените тангаж, чтобы развить скорость набора высоты 80 узлов.

Если в этот момент у вас вырвется какая-либо страстная фраза, например "Пожалуйста, выпустите меня отсюда!", вас поймут и не будут строго судить. Так что можете отвести душу.

Поддерживая скорость 80 узлов и курс 190 градусов (рис. 7-2), вы наберете высоту 1500 футов, после чего выровняете самолет.


Рисунок 7-2

Вам нужно будет скорректировать режим газа, чтобы воздушная скорость не превысила 100 узлов, и убедиться, что самолет правильно триммируется. Помните: без триммирования вам пришлось бы прилагать лишние мускульные усилия для управления самолетом. Если вы хотите накачать бицепсы, делайте это в спортивном зале, а не на самолете. Не следует меряться силой со своим самолетом.

В этом полете вы должны выдерживать высоту в пределах +/- 100 футов, воздушную скорость в пределах +/- 10 узлов, курс в пределах +/- 10 градусов и все задаваемые углы тангажа в пределах +/- 3 градусов. Мне также хотелось бы, чтобы вы выполняли все развороты с креном не более 20 градусов. Так что старайтесь, чтобы угол крена оставался в пределах +/- 10 градусов от 20 градусов. Я знаю, вы с этим справитесь: не зря же я вас учил.

Как только вы выровняете самолет на высоте 1500 футов и перейдете в стабильный горизонтальный полет, я предложу вам развернуться на 90 градусов влево на курс 100 градусов (рис. 7-3).


Рисунок 7-3

Вы входите в так называемый участок "коробочки" после первого разворота (мы поговорим о нем позже на занятиях для пилотов-любителей). Помните, что сейчас ВПП где-то у вас за левым плечом. Если у вас нет застарелой футбольной травмы, из-за которой ваше левое плечо развернуло на 180 градусов к правому плечу, вы, надеюсь, сориентируетесь и сможете посмотреть влево, где увидите взлетно-посадочную полосу (рис. 7-4).


Рисунок 7-4

Если хотите увидеть взлетно-посадочную полосу, выгляните наружу.

Как посмотреть наружу из самолета

  1. Убедитесь, что индикатор NUM LOCK горит.
  2. Нажмите клавишу 1 или 4 на дополнительной клавиатуре.
    - или -
    Воспользуйтесь переключателем видов наверху джойстика

Для простоты я буду дальше предполагать, что вы пользуетесь дополнительной клавиатурой, а не джойстиком.

По моей инструкции выполните еще один разворот на 90 градусов влево на курс 010 градусов. Теперь вы полетите в направлении, противоположном взлету, а ВПП будет слева от вас (рис. 7-5).


Рисунок 7-5

Поскольку мы взлетали против ветра, сейчас вы летите по ветру; это участок "коробочки" после второго разворота (downwind leg). Все очень просто, не правда ли? Снова нажмите клавишу 4 на дополнительной клавиатуре и посмотрите, где находится ВПП.

Когда самолет окажется на траверзе торца ВПП (то есть номер ВПП в начале полосы, на которую вы садитесь, виден прямо под левым крылом, как показано на рис. 7-6), выпустите закрылки на 10 градусов для подготовки к посадке.


Рисунок 7-6

Сейчас регулировать режим газа не нужно. Просто выпустите закрылки и скорректируйте тангаж, чтобы самолет оставался в горизонтальном полете на высоте 1500 футов. Затем слегка триммируйте самолет, чтобы можно было отпустить джойстик. Пусть скорость немного упадет. Сейчас от вас не требуется выдерживать определенную воздушную скорость.

Главное, что позволяют закрылки в такой позиции, - это улучшить обзор впереди самолета. Это очень удобно, потому что если вы собираетесь садиться, было бы неплохо видеть перед собой ВПП. В настоящем самолете выпуск закрылков на 10 градусов позволяет низкорослым пилотам видеть поверх носа самолета. У меня было немало юных учеников (а также несколько не совсем юных), которых еще не застигла волна акселерации, и они высоко ценили возможности, предоставляемые благодаря закрылкам. Это наверняка удобнее, чем подкладывать подушку на сиденье.

Пока скорость самолета не превышает 110 узлов, можете смело выпускать закрылки на 10 градусов, не опасаясь, что они совсем вывалятся из самолета. Если выпускать закрылки на очень высокой скорости, это может их повредить. Самолет сильно тряхнет, вы можете получить травму, и все вообще может закончиться катастрофой, - а потом кто-нибудь напишет грустную песню о вашей печальной судьбе...

Вы приближаетесь к точке, в которой должны будете выполнить еще один левый разворот на 90 градусов. Когда настанет нужный момент, по моей команде развернитесь влево на курс 280 градусов, как показано на рис. 7-7.


Рисунок 7-7

Выполните разворот с креном 20 градусов и продолжайте горизонтальный полет, пока я не прикажу начать снижение. Это участок "коробочки" после третьего разворота - исходная позиция для подготовки к посадке. Вы думаете, у меня на все найдется ответ? В детстве у меня были с этим серьезные проблемы. Помню, я как-то в разговоре с дедушкой постоянно ему возражал, и он в конце концов спросил меня: "Эй, да у тебя на все есть ответ?" Конечно, я сразу возразил: "Нет, что ты". А позже вечером я видел, как он пытается стереть мое имя в свидетельстве о рождении. Кошмар!

Когда вы окажетесь в позиции, из которой выполняется последний разворот для выхода на линию ВПП, я дам команду повернуть на 90 градусов - на курс 190 градусов (рис. 7-8).


Рисунок 7-8

Вы окажетесь на линии ВПП и выйдете на так называемую конечную посадочную прямую. Вы увидите взлетно-посадочную полосу прямо перед собой (рис. 7-9). Сейчас вы должны решить, когда следует сбрасывать скорость и начинать снижение. Делайте все, что необходимо, с режимом газа и закрылками, чтобы посадить самолет, как вы это делали на прошлых занятиях. Оставляю все это на ваше усмотрение, - все-таки это ваш первый самостоятельный полет. Не забудьте воспользоваться указателем траектории точного захода на посадку, чтобы оставаться на глиссаде.


Рисунок 7-9

Если бы вы летели на настоящем самолете, вы бы увидели крохотного человечка рядом с посадочной полосой, радостно машущего вам. Поэтому просто представьте себе, что видите, как я там стою и жду вашей успешной посадки. Больше ничего говорить не буду. Все в ваших руках... Но, что бы вы ни делали, не начинайте петь, как Элвис: "Я так одинок, что готов заплакать".

Когда вы приземлитесь, я обязательно поздравлю вас с хорошо выполненной работой. Надеюсь услышать от вас несколько строк из песни Фрэнка Синатры "Иду своим путем", насвистывая мелодию из фильма "Лучший стрелок".

Хватит держаться за подол

Никто точно не знает, откуда возник обычай отрезать подол рубашки начинающего пилота, но этой традиции до сих пор следуют тысячи инструкторов, встречая своего ученика после его первого самостоятельного полета. Говорят, что это пошло со времен самолетов с открытой двойной кабиной, где на заднем сиденье сидел инструктор, а на переднем - курсант. Когда инструктору требовалось привлечь внимание курсанта, он наклонялся вперед и дергал его за подол рубашки. Самостоятельный полет проходит без инструктора, так что нет нужды дергать за подол.

Это забавный обычай, и инструктор никогда не испытывает большей гордости, чем наблюдая, как его ученик впервые поднимается в небо один.

Итак, настала очередь вашего сольного выступления. Отправляйтесь в путь и постарайтесь сделать все так, чтобы я мог гордиться вами. Если все пройдет успешно, в конце распечатайте свой сертификат на выполнение самостоятельных полетов. Вы увидите на нем изображение оторванного подола рубашки - в память об этом знаменательном событии.

Сайт управляется системой uCoz