Занятие 5. Взлет

- Род Мачадо

У моего знакомого летного инструктора несколько лет назад был курсант, который до этого провел слишком много времени в морских плаваниях. На своем первом занятии в летной школе он подошел к самолету, отвязал все три швартовочных каната, отбросил их в сторону и заорал: "Отдать концы!". Очевидно, морская вода слишком сильно въелась в его мозг.

Самолеты не отдают концы - они взлетают. А после того как вы окажетесь в воздухе, вы должны суметь вернуться в аэропорт, чтобы приготовиться к посадке. Это можно сравнить с подходом яхты к причалу. Нельзя просто идти напролом сквозь вереницу судов, направляющихся в порт. Вы встаете в очередь и следуете за другими лодочниками и рыбаками, возвращающимися домой. Все довольны, без шума и драки двигаясь к берегу.

Вперед и вверх!

При взлете необходимо разогнать самолет до такой скорости, которая позволила бы поднять нос до положения, из которого начинается набор высоты. Иногда этот момент называют подъемом передней стойки. Я советую делать это на скорости как минимум на 5 узлов большей скорости сваливания с убранными закрылками (которая на нашем учебном самолете составляет 50 узлов - начало зеленой дуги на шкале указателя воздушной скорости). Когда скорость по указателю достигнет 75 узлов, поднимите нос в положение, обеспечивающее набор высоты на скорости 80 узлов. (После достаточной практики вы сможете сами чувствовать это положение. В данном случае это примерно 11 градусов тангажа - чуть выше второго деления шкалы авиагоризонта.) Готовы? Тогда вперед.

Включите полный газ и начинайте разбег вдоль центральной линии ВПП. Когда указатель воздушной скорости покажет 55 узлов, самолет готов лететь. Так что будем взлетать. Поднимите нос на 11 градусов, как показано на рис. 5-1.


Рисунок 5-1

Для отрыва от взлетной полосы потребуется немного отклонить джойстик еще на себя. Наберитесь терпения. Через какое-то время самолет наберет скорость 75 узлов в этом положении.

Работа педалями руля направления при взлете

Если вы пользуетесь педалями руля направления и не включаете режим "Автокоординация", то при добавлении оборотов может наблюдаться рыскание влево. Это происходит по нескольким причинам. Воздушный поток от винта, крутящий момент двигателя - все это заставляет самолет разворачиваться влево при взлете. Чтобы выровнять его вдоль ВПП, просто нажмите на правую педаль руля направления. Разумеется, если у вас нет этих педалей, вам не нужно беспокоиться о левом отклонении при взлете. Функция Flight Simulator "Автокоординация" избавит вас от нежелательного воздействия этих сил.

Щелкните ссылку Начать учебный полет и поупражняйтесь в полученных навыках.

За каждый взлетом неизбежно следует падение. Но лучше все-таки не падать, а аккуратно приземлиться. Поэтому наше следующее занятие будет посвящено выполнению посадки.

Сайт управляется системой uCoz