Дополнительное занятие. Руление

- Род Мачадо

"Прежде чем учиться бегать, нужно научиться ходить", - так любил повторять мой дедушка.

Если бы дедушка был пилотом-инструктором, я уверен, он бы говорил: "Прежде чем учиться летать, нужно научиться рулить". И был бы прав. Далее приведены советы по рулению, с которыми стоит ознакомиться, прежде чем взмывать в прекрасное далеко.

Советы по рулению

В небе самолеты выглядят как грациозные птицы. Однако на земле они довольно неуклюжи, примерно как альбатросы. Проще говоря, самолеты не предназначены для того, чтобы долго находиться на земле. Поэтому на них нет некоторых удобств, встречающихся на наземных транспортных средствах. Например, не рассчитывайте обнаружить на самолете "Цессна-172" гидроусилитель руля. Но в настоящем самолете на полу в кабине имеются педали. Вот как следует управлять самолетом во время руления.

Рулить самолетом довольно легко. Если вы играете, используя педали управления рулем направления, то, чтобы повернуть самолет, просто нажмите одну из педалей. (Если руль направления встроен в джойстик, просто поверните рукоятку джойстика - эффект будет такой же, как от нажатия педали. Будем надеяться, что рукоятку вашего джойстика можно поворачивать. Если нет - не стоит это делать, иначе вы рискуете остаться с ненужной палкой в руках вместо джойстика. Если джойстик не поворачивается, используйте клавишу 0 на цифровой клавиатуре для поворота влево, а клавишу ENTER для поворота вправо.) При нажатии на педаль происходит отклонение передней опоры шасси самолета, и он поворачивает. Например, при нажатии на правую педаль самолет поворачивает вправо. После взлета передняя опора шасси занимает позицию, препятствующую ее повороту. Если после этого нажать на педаль управления рулем направления, это приведет к отклонению руля направления, а не передней опоры шасси.

Если педали управления рулем направления отсутствуют, жить становится намного легче. Для управления самолетом нужно наклонять джойстик. Самолет поворачивает в ту сторону, куда отклонен джойстик. Нет ничего проще.

Минуточку внимания! Не надо разгоняться при рулении. Чем быстрее вы едете, тем проще сделать то, чего не следует делать. Например, самолеты с трехопорным шасси при резкой остановке неустойчивы. Это известно каждому, у кого в детстве был трехколесный велосипед. Стоит только резко остановиться или повернуть - и велосипед опрокидывается. То же самое происходит с самолетом. В общем, рулить нужно со скоростью пешехода. Конечно, если бы все ходили такими шагами, как баскетболист Уилт Чемберлен, пилоты вели бы себя гораздо спокойнее при рулении. Попытайтесь рулить медленно.

Для этого, после того как самолет тронется с места, уменьшите число оборотов в минуту до 1000. Если самолет начинает разгоняться, перейдите в режим малого газа и притормозите. Сбросьте скорость до приемлемой и продолжайте руление.

Рулить самолетом несложно. Сложно понять, как попасть в нужную часть аэропорта. Если вам что-нибудь известно о рулежной дорожке и разметке ВПП, вы понимаете, что нельзя взять и поехать напрямую через аэродром. Если в аэропорту есть вышка оперативного управления, следует связаться со службой управления наземным движением и получить разрешение на руление.

Разметка аэропорта

Вы когда-нибудь задумывались, что делают в аэропорту эти маленькие грузовики с желтыми мигающими маячками? Я думал, что знаю. Долгое время я был уверен, что они развозят бутерброды пилотам-курсантам, заблудившимся на летном поле. В конце концов, даже курсантам нужна пища, пока они пытаются добраться от рулежной дорожки до ВПП и стоянки.

При установке обозначений и нанесении разметки в аэропорту важно соблюдать единообразие. Поэтому Федеральное управление гражданской авиации заботливо взяло нас "под крыло", подробно указав разметки, маркировки и освещение ВПП, рулежных дорожек и других рабочих зон аэродрома. С одной стороны, нельзя сказать, что все аэропорты похожи как две капли воды, но запутаться в них можно.

Давайте посмотрим на аэропорт Чино, штат Калифорния (рис. 1).


Рисунок 1. Старый план аэропорта Чино.
(Новая ВПП не изображена.)

Аэропорт оснащен двумя ВПП, предназначенными для взлета и посадки в четырех направлениях (по два направления для каждой из ВПП, если у вас нелады с географией).

Поскольку аэропорт Чино оборудован вышкой и диспетчеры очень расстраиваются, если пилот сажает самолет не на ту ВПП, которую они имели в виду, не лишним будет знать, что все ВПП имеют номера, которые крупно нанесены на них белой краской. Эти номера и разметка помогают отличать ВПП от других поверхностей аэропорта, не предназначенных для посадки. В Чино ВПП имеют номера 8, 26, 21 и 3.

Думаете, номера берутся просто из головы? У меня был студент, который думал, что эти номера имеют отношение к ограничению скорости или сейсмографическим данным. Ага, как же. Эти номера представляют собой первые две цифры фактического трехзначного магнитного направления ВПП. По существу, номер ВПП - это ее направление, округленное до 10 градусов. ВПП, проходящая в направлении 211 градусов, становится ВПП 21 (при общении с диспетчерами и другими людьми, разбирающимися в авиации, произносится как "ВПП два-один"). А ВПП, проходящая в направлении 076 градусов, превращается в ВПП 8 (с округлением).

Как у любой медали есть две стороны, так и у каждой ВПП есть два конца. За редким исключением (обычно связанным с особенностями ландшафта) садиться и взлетать можно с любого конца полосы. Это значит, что на оба конца полосы нанесены номера. Те, кто соображает быстрее меня, уже подсчитали, что разница между этими номерами, если представить их в виде трехзначных цифр, равна 180. Все верно, это два направления, отличающиеся на 180 градусов.

Все ВПП ориентированы относительно северного магнитного полюса, на который указывает магнитный компас, а не реального Северного полюса, где живет пилот Санта Клаус. При посадке на ВПП магнитный компас самолета должен указывать примерно в направлении ВПП. На рисунке 2 показано, как может выглядеть компас и гирокомпас при заходе на посадку на ВПП 26 в Чино.


Рисунок 2. Магнитное направление ВПП.
Указатель курса и магнитный компас направлены
на центр ВПП и показывают соответствующее магнитное направление.

Когда будете выполнять маневры в аэропорту, не забывайте, что направление ветра, направление посадки и все курсы, сообщаемые диспетчером, основаны на магнитном направлении.

Светосигнальное оборудование ВПП

Разметка ВПП, нанесенная белой краской, легко различима днем, а что делать ночью? Не нужно искать флюоресцирующий оранжевый цвет. Аэропорту следует поддерживать свой имидж. Кроме того, к нему бы тогда, как магнитом, притягивало рок-звезд и автобусы марки "Фольксваген", расписанные цветами.

Просто-напросто ночью аэропорт освещается. Когда солнце начинает клониться к западу, аэропорт становится похож на парк развлечений. Загораются огни всех цветов радуги, одни мигают, другие - нет, но в то же время вся эта красота сбивает с толку. Для простоты представьте, что это разноцветные подсказки.

Белые огни (рис. 3) расположены по обеим сторонам ВПП.


Рисунок 3. Основное светосигнальное оборудование ВПП

Эти огни называют светосигнальным оборудованием кромки ВПП, они расположены на расстоянии 200 футов (60 м) друг от друга. Диспетчеры включают эти огни в период между закатом и рассветом либо при плохой видимости.

Начало ВПП обозначено зелеными огнями торца ВПП, а дальний конец полосы - красными огнями. Это подходящий цвет для обозначения того, что поверхность, пригодная для посадки, кончается (дальше могут ехать только тракторы, бульдозеры и багги для езды по песку). Эти огни ведут двойную жизнь. С одной стороны они зеленые, а с другой - красные. Представьте себе ВПП. Начало (торец) одной ВПП в то же время является концом другой полосы. Огни на торце ВПП 21 - это также огни на конце ВПП 3.

До этого момента я описывал основное светосигнальное оборудование ВПП, встречающееся в любом аэропорту, который работает по ночам. Но оборудование может быть - и бывает - гораздо необычнее. Набираясь опыта в авиации, вы, безусловно, побываете в аэропортах со сложным светосигнальным оборудованием. Аэропорты, в которых есть ВПП, оборудованные системой инструментальной посадки, могут быть так освещены, что их легко принять за пожар в степи. На некоторых ВПП можно увидеть осевое светосигнальное оборудование с вмурованными огнями, расположенными по всей длине осевой линии. Можно встретить сверкающие, последовательно загорающиеся, мигающие импульсные проблесковые огни, ведущие к торцу ВПП. На других ВПП вы столкнетесь со светосигнальным оборудованием зоны приземления, которое напоминает гигантскую новогоднюю елку, распластанную на первых 900 метрах ВПП. Один из моих студентов признался, что эта елка выглядела настолько красиво, что он не был уверен, можно ли на нее садиться. Я вам разрешаю. Дополнительные сведения о системах светосигнального оборудования см. в информационном справочнике летчика Министерства транспорта США.

Разметка рулежной дорожки

Редко можно встретить более жалкое зрелище, чем пилот на земле. Король или королева авиалиний легко теряют всю свою уверенность, стоит только шасси коснуться земли. Это общее заблуждение, что пилоты наделены неким сверхъестественным даром находить дорогу в аэропорту. Это абсолютно не так. Большинство пилотов могут найти с закрытыми глазами автомат для продажи напитков, но при этом не могут добраться от ВПП до места швартовки в незнакомом аэропорту. Пилотов и их самолеты иногда извлекали из очень необычных мест. (Например, один мой знакомый летчик случайно зарулил в секретный военный ангар в военно-гражданском аэропорту. Естественно, этот ангар не был таким уж секретным, поскольку его двери обычно были открыты.)

На рисунке 4 приведена схема рулежных дорожек на карте аэропорта.


Рисунок 4. Рулежные дорожки в обычном аэропорту

Рулежная дорожка D (Дельта) идет параллельно северной стороне ВПП 8-26, а рулежная дорожка C (Чарли) - параллельно северо-западной стороне ВПП 3-21. Кроме того, имеется еще несколько пересекающихся дорожек, у каждой из которых есть собственное название.

В более крупных аэропортах, а иногда и в более мелких при наличии службы управления наземным движением, можно услышать от диспетчера довольно сложное разрешение на руление.

Вот как звучит это разрешение: "Новэмбэр 2132 Браво, рулите к ВПП 21 по Чарли на юго-запад к Дельте, поверните налево; пересеките ВПП 21 и поверните налево на Гольф, прием". Курсанты на такое разрешение обычно отвечают: "Что?" Однако при наличии карты аэропорта можно легко добраться из точки А1 в точку А2 (см. рисунок 4). Для облегчения навигации в аэропортах доступно множество карт, подобных карте на рисунке 4.

Рулежные дорожки обозначаются сплошной желтой линией и параллельными двойными желтыми линиями по внешним кромкам поверхности рулежной дорожки (рис. 5).


Рисунок 5. Разметка рулежной дорожки. Вся разметка на рулежной дорожке - желтого цвета.

Названия рулежных дорожек написаны на небольших указателях, размещенных сбоку от дорожки. Надписи на указателях выполнены желтым цветом на черном фоне. Указатели, на которых надписи выполнены черным цветом на желтом фоне, обозначают рулежные дорожки, пересекающие данную дорожку. Стрелки обозначают направление дорожки, пересекающей данную дорожку. Ночью многие (но не обязательно все) рулежные дорожки подсвечивают голубыми всенаправленными огнями по бокам от дорожки (рис. 6).


Рисунок 6. Светосигнальное оборудование рулежной дорожки

В некоторых аэропортах в рулежные дорожки по осевой линии вмуровано светосигнальное оборудование. Однажды я увидел, как одна из моих студенток, чуткая и впечатлительная особа, старательно объезжает эти вмурованные зеленые фонари. Сначала я решил, что она просто задумалась, но оказалось, она боялась испортить либо огни, либо шины. На самом деле ни огням, ни шинам ничего не грозит, но при желании можно ехать носовым колесом в нескольких сантиметрах от вмурованных огней.

Будучи пилотом, вы должны уметь определять, где заканчивается рулежная дорожка и начинается ВПП. Это место обозначено четырьмя желтыми линиями - двумя сплошными и двумя пунктирными - пересекающими рулежную дорожку под прямым углом и расположенными параллельно ВПП (рис. 7). Эти линии называют разметкой места ожидания перед ВПП.


Рисунок 7. Разметка рулежной дорожки

Если на той стороне, где находится самолет, расположены две сплошные линии, то в аэропорту, оборудованном вышкой управления, для выезда на ВПП требуется разрешение. Если на той стороне, где находится самолет, нарисованы пунктирные линии, следует их пересечь, чтобы освободить ВПП и выехать на рулежную дорожку. (С этого момента будем считать, что аэропорт с вышкой - это аэропорт, оборудованный вышкой оперативного управления.)

Предположим, что вы только что приземлились и намереваетесь покинуть ВПП. Для этого пересеките двойную пунктирную линию и двигайтесь по рулежной дорожке. По правилам Федерального управления гражданской авиации считается, что самолет покинул ВПП, только когда он целиком (до последнего винтика) находится по другую сторону от двойной пунктирной линии. Это нужно для того, чтобы хвосты длинных самолетов (например, вытянутого DC-8) не высовывались на ВПП, иначе посадка может стать затруднительной для другого пилота и, возможно, приведет к появлению нового пика на его ЭКГ.

В аэропортах без вышки оперативного управления (т. е. вышки нет, либо ночью она не работает) решение о выезде на рабочую ВПП принимает пилот. (С этого момента аэропорт без вышки оперативного управления или с вышкой, которая не работает, я буду называть аэропортом без вышки.) В таком случае следует остановиться недалеко от ВПП, за сплошными линиями ожидания перед ВПП. На ВПП можно выруливать только тогда, когда она пуста, а в небе нет самолетов, готовящихся к посадке (или, как говорят, на посадочной прямой). Другими словами, внимательно посмотрите по сторонам, прежде чем выруливать на ВПП. Хуже всего будет, если кому-нибудь из-за вас придется совершить посадку с немедленным взлетом. А если из-за вас пилоту придется уходить на второй круг, друзей в аэропорту от этого тоже не прибавится. Кроме того, если нет вышки, можно сообщить о своих намерениях на общей частоте для сообщений о движении. Это позволит другим пилотам, выполняющим полет по кругу над аэродромом, узнать о ваших намерениях. Более подробно я расскажу об этом далее.

Есть другой способ определить, где начинается ВПП. Это место обозначается указателем с белыми буквами на красном фоне, расположенным рядом с пунктирными и сплошными двойными линиями желтого цвета (см. рис. 7). Эти таблички называются указателями ожидания перед ВПП. Они обозначают начало рабочей ВПП и ее направление. На рисунке 7 цифры 30-12 обозначают, что ВПП 30 расположена слева, а ВПП 12 - справа (другими словами, чтобы попасть в начало ВПП 30, езжайте налево и т. д.). В аэропортах с вышкой эти указатели предупреждают о том, что нужно остановиться и дождаться разрешения на выезд или пересечение ВПП. На рисунке 8 изображен указатель ожидания перед ВПП, обозначающий, что рулежная дорожка пересекает начало взлетной полосы.


Рисунок 8. Светосигнальное оборудование рулежной дорожки

В аэропортах без вышки указатели ожидания перед ВПП обозначают, что выезжать на ВПП или пересекать ее можно только в том случае, если это не приведет к столкновению. (Наличие самолета, готовящегося к взлету или посадке, естественно, грозит столкновением.) В аэропортах с вышкой помимо указателей имеется разметка в виде двойной сплошной и пунктирной линий остановки перед ВПП, этого вполне достаточно, чтобы предупредить пилота о пересечении границы рабочей зоны.

В некоторых аэропортах рулежные дорожки проходят через зону безопасности ВПП (см. рис. 8). Рулежная дорожка Дельта расположена непосредственно за началом ВПП 15. При заходе на посадку на ВПП 15 самолеты могут лететь довольно низко, что представляет опасность как для самолета, заходящего на посадку, так и для выруливающего. В основном это касается больших самолетов, однако следует принимать во внимание худший сценарий. Указатели места ожидания для этой окружной ВПП представляют собой белые надписи на красном фоне. В аэропортах с вышкой управления надпись 15APCH рядом с двойной сплошной желтой линией обозначает место обязательной остановки (это значит, что любое воздушное судно на следующем участке рулежной дорожки может повредить воздушное судно, заходящее на посадку на ВПП 15). По другую сторону от ВПП, на рулежной дорожке Дельта, на обратной стороне указателя ожидания перед ВПП изображен указатель зоны безопасности ВПП (как правило, его можно встретить только в аэропортах с вышкой управления). Он выглядит так же, как разметка, нанесенная на рулежную дорожку (двойная сплошная и пунктирная линии). Эти указатели подсказывают пилоту, когда нужно доложить диспетчеру о выезде из зоны безопасности ВПП. Запомните, в аэропортах без вышки пилот самостоятельно принимает решение о пересечении ВПП или выезде на нее.

Если очень постараться, можно случайно вырулить на рабочую ВПП даже в аэропорту с вышкой управления. Однажды один пилот в оживленном аэропорту вырулил прямо на середину рабочей ВПП и просто сидел там (вероятно, в ожидании желтого грузовика с бутербродами). Он был совершенно сбит с толку указаниями диспетчера и, не желая попросить разъяснений, остановил самолет. А в это время реактивный самолет уже выходил на посадочную прямую. Диспетчер спрашивает его: "32 Браво, вы знаете, где находитесь?" Пилот отвечает: "В аэропорту Бербанк?" Диспетчер говорит: "Да, верно. А вы видите вон тот здоровый "Боинг-707", выходящий на посадочную прямую и направляющийся прямо к вам?" Пилот отвечает: "Да". "Вы хотите, чтобы он приземлился и снова взлетел?" Пилот отвечает: "Нет". Диспетчер говорит ему: "Тогда вам лучше убраться с его полосы". Поскольку пилот не хотел попасть под "Боинг-707", он немедленно покинул ВПП.

Дополнительная разметка ВПП

Даже если вы видите бетон в форме ВПП, это не значит, что на него можно приземляться. На некоторые ВПП нанесена разметка в виде шевронов желтого цвета (см. рис. 9, позиция А).


Рисунок 9. Разметка поверхности ВПП

Это значит, что поверхность не предназначена для руления, взлета или посадки. По сути, это как ничейная территория. Эту зону нельзя использовать даже частично. Ее поверхность может не выдержать веса самолета даже при рулении, не говоря уже о посадке, либо она является непригодной по каким-то другим причинам. Если пилот отважится посадить самолет на шевроны, судно может до самых осей уйти в асфальт и увязнуть в нем, как гигантское насекомое на липкой бумаге.

Белые стрелки, указывающие в одном направлении, обозначают так называемый смещенный торец ВПП (рис. 9, участок B). Это зона ВПП, не предназначенная для посадки, но пригодная для руления, взлета или пробега после посадки. Смещение торца ВПП часто используется для снижения уровня шума. Поскольку пилоты вынуждены приземляться дальше от аэропорта, при заходе на посадку они летят на большей высоте, чем если бы они приземлялись в начале ВПП. Торец ВПП может быть смещен и по другим причинам, например из-за наличия поверхности, которая выдерживает вес самолета, но не удар при посадке. (Это две большие разницы. Мне это известно, поскольку один из инструкторов сообщал мне значения по шкале Рихтера, зафиксированные при моей посадке.)

Не буду называть имен, но известны случаи, когда профессиональные пилоты гражданской авиации совершали посадку в неподходящем аэропорту с полным салоном пассажиров. Нет ничего хуже, чем доставить пассажиров в другой аэропорт. Несколько лет назад такой случай произошел на восточном побережье. Летчик случайно приземлился на маленьком тренировочном поле, где не было ничего, кроме крошечных самолетов "Цессна" и "Пайпер", суетливо летающих по маршруту. Во время посадки и торможения он умудрился проделать дыры в тонком покрытии ВПП. А когда для выруливания ему пришлось дать полный газ, он понял, что что-то не так. Несколько человек из местных вышли и закричали ему: "Эй! Посмотри, что ты сделал с ВПП! Ты продавил ее до земли!!" Чтобы убрать самолет с ВПП, им пришлось снять с него все до металлического остова. Только это позволило избежать дальнейшего разрушения полосы, чего нельзя сказать о карьере пилота.

Пришло время практиковаться в рулении в Пэйн Филд. Чтобы лучше ориентироваться в аэропорту, используйте план аэропорта.

Карта с планом аэропорта
Сайт управляется системой uCoz