Занятие 4. Маршрут полета по кругу над аэродромом

- Род Мачадо

Самолеты похожи на почтовых голубей: они тоже всегда летят в определенное место. Для самолетов таким местом является аэропорт, а почтовые голуби направляются домой. Удивительно, что все самолеты, направляющиеся в аэропорты (в некоторых случаях - в один и тот же аэропорт), сталкиваются друг с другом не столь часто.

В духе почтового голубя было бы сказать, что пилоты "гуляючи" справляются с задачей. Дело в том, что действия пилотов в аэропорту очень хорошо организованы. Они не летают хаотично, как мошкара вокруг фонаря. Они летят по прямоугольному маршруту относительно ВПП и делают это на определенной высоте. Этот маршрут официально называется маршрутом полета по кругу над аэродромом, благодаря ему пилоты знают, где искать и откуда ждать появления других летчиков, выполняющих полеты в данном аэропорту. Кроме того, этот маршрут можно использовать для отрабатывания взлетов и посадок. Давайте более подробно рассмотрим, как выполнить полет по кругу над аэродромом.

Полет вокруг аэродрома требует точности и аккуратности, это позволяет избежать столкновения с другими самолетами и успешно выполнить посадку точно на ВПП. Заход на посадку и выравнивание относительно ВПП называется маршрутом полета по кругу над аэродромом, этот маршрут имеет форму прямоугольника (см. рис. 4-1).


Рисунок 4-1. Маршрут полета по кругу над аэродромом

Маршрут полета по кругу над аэродромом включает пять основных участков или сегментов.

  1. Прямая выхода
  2. Участок между первым и вторым разворотами
  3. Участок между вторым и третьим разворотами
  4. Прямая между третьим и четвертым разворотами
  5. Конечная посадочная прямая

Давайте рассмотрим каждый участок маршрута и обсудим его предназначение. А поскольку мы можем представить себя в любом месте, почему бы не представить, что мы находимся в замечательном аэропорту Гонолулу?

Прямая выхода

На прямой выхода самолет взлетает, этот процесс мы уже проходили. Можно сказать, что начало положено.

Участок между первым и вторым разворотами

Поскольку вы остаетесь на маршруте полета по кругу над аэродромом для тренировки, вам следует повернуть налево (в большинстве подобных маршрутов используются левые повороты) под углом 90 градусов и выйти на участок между первым и вторым разворотами. Эту часть маршрута иногда называют участком маршрута при воздействии бокового ветра, так как траектория полета проходит перпендикулярно ВПП и, как правило, в поперечном направлении относительно направления ветра. Этот разворот следует делать после того, как самолет окажется за пределами ВПП на высоте не более 300 футов (90 м) от высоты установленного маршрута движения (высота установленного маршрута движения - это максимальная высота при полете по кругу над аэродромом). На этом занятии полет следует выполнять на высоте 1000 футов над уровнем моря, т. е. примерно в 300 метрах от земли (и воды тоже, так что остерегайтесь летающих рыб).

На участке вылета и участке после первого разворота (а иногда частично и на участке после второго разворота) самолет может продолжать набирать высоту до тех пор, пока не достигнет высоты установленного маршрута движения. Это зависит от длины маршрута, летных характеристик самолета, длины ВПП и числа гавайских танцоров на борту. Если самолет набрал нужную высоту уже после первого разворота, выровняйте его на высоте 1000 футов (300 м), прибавьте скорость до 90-95 узлов, уменьшите число оборотов до 2000 и оттриммируйте самолет. Кроме того, развороты на таком маршруте лучше выполнять с креном не более 30 градусов. Еще не время оттачивать технику боевых разворотов, приберегите их для игры Microsoft® Combat Flight Simulator.

Участок между вторым и третьим разворотами

По мере движения по прямой после первого разворота следует выполнить еще один разворот на 90 градусов. После него самолет будет двигаться параллельно ВПП в направлении, противоположном направлению захода на посадку. Это участок называется участком между вторым и третьим разворотами (рис. 4), и направление движения на нем совпадает с направлением ветра.

На этом участке следует двигаться на высоте 0,5-1 мили (1-2 км) от ВПП. На это есть несколько причин. Во-первых, такая позиция позволяет оставаться на удобном расстоянии от ВПП. В случае проблем с двигателем можно будет приземлиться, спланировав на ВПП, а не заканчивать полет в сетке для ловли омаров. Во-вторых, на таком расстоянии ВПП хорошо видна. Нет смысла удаляться от ВПП, чтобы она стала похожа на спичечный коробок. Оставаясь близко к ВПП, проще оценить степень сноса под воздействием ветра и внести необходимые поправки.

Вопрос в том, как определить момент начала второго разворота. Существует несколько способов. В настоящем самолете можно посмотреть в левое окно и оценить расстояние. Чтобы сделать то же самое в игре Flight Simulator, выберите вид из бокового окна, достаточный для того, чтобы увидеть ВПП, а затем опять включите передний обзор. (Либо воспользуйтесь функцией "Виртуальная кабина", о которой мы говорили ранее. Понятно?) Кроме того, можно вычислить расстояние с помощью математики. При путевой скорости 60 узлов самолет покрывает одну морскую милю (1,85 км) в минуту. Следовательно, второй разворот следует начинать между 30 и 60 секундами после того, как вы оказались на участке между первым и вторым разворотами. Если самолет набирает высоту со скоростью 75 узлов (75 узлов путевой скорости, естественно), разворот следует начинать раньше, где-то между 24 и 48 секундами после первого разворота. Возможно, в игре Flight Simulator проще всего будет определить точку разворота, используя вид сверху.

И, наконец, как определить направление полета на участке между вторым и третьим разворотами? Ответ прост: придерживайтесь направления прямо противоположного тому, в котором вы взлетали. Не нужно никакой математики, просто запомните цифру, которая будет внизу указателя курса после того, как самолет выровняется относительно ВПП. Это направление, в котором нужно будет лететь на участке между вторым и третьим разворотами.

Подготовка к третьему развороту

Движение по прямой после второго разворота следует продолжать до тех пор, пока самолет не окажется на траверзе торца посадочной полосы. В этот момент нужно начинать подготовку к посадке и выпустить закрылки на 10 градусов. (При выпуске закрылков скорость не должна превышать 95 узлов. Конец белой дуги на указателе воздушной скорости обозначает максимальную скорость, при которой возможен выпуск закрылков.)

Подготовка к посадке

  1. Когда самолет окажется на траверзе конца ВПП, выпустите закрылки на 10 градусов.
  2. Отрегулируйте тангаж, используя штурвал для удержания высоты.
  3. Оттриммируйте самолет.

Запомните, нельзя использовать триммер для изменения тангажа. Для этого следует использовать рычаг управления. Триммер предназначен для снятия силы на рычаге управления после достижения требуемого пространственного положения.

На участке между вторым и третьим разворотами важно сохранять высоту. Ведь самолеты заходят на маршрут на этом участке, и преждевременное снижение с высоты установленного маршрута движения может закончиться посадкой на чей-либо самолет (возможно, именно так был изобретен биплан).

Прямая между третьим и четвертым разворотами

Пришло время еще раз повернуть налево на 90 градусов. Этот участок называется прямой между третьим и четвертым разворотами, теперь до конечной посадочной прямой остается всего один 90-градусный разворот. Но когда следует начинать третий разворот?

При условии, что движение самолетов в воздухе не является решающим фактором, третий разворот целесообразно начинать, когда торец ВПП расположен под углом 45 градусов между крылом (в данном случае, левым) и хвостом самолета. Другими словами, если смотреть из левого окна, торец ВПП должен лежать слева от крыла под углом в 45 градусов (или посередине между крылом и хвостом), как показано на рис. 4-2.


Рисунок 4-2. Точка принятия решения на маршруте полета по кругу над аэродромом

Таким образом, маршрут приобретает симметричную прямоугольную форму, а не форму гигантской амебы. Кроме того, у пилота достаточно расстояния для удобного захода на посадку.

Да, при необходимости можно выглянуть из левого окна и прикинуть, когда следует выполнять третий разворот. Однако лучше всего для определения точки разворота в игре Flight Simulator использовать режим обзора "Сверху" (рис. 4-3).


Рисунок 4-3

Участок между третьим и четвертым разворотами служит для перехода к посадке. На этом участке пилот корректирует скорость самолета и вносит важные изменения в посадочную конфигурацию. Поэтому, даже если на участке после второго разворота нет других самолетов, не стоит торопиться с третьим разворотом. По мере приближения к ВПП события происходят быстрее. А чтобы скорректировать воздушную скорость, закрылки и глиссаду, необходимо время. Именно поэтому рекомендуемая длина конечной посадочной прямой составляет не менее мили. Иногда даже стоит изменить маршрут полета и удлинить участок после второго разворота, чтобы длина конечной посадочной прямой составила 2 мили. Если на маршруте нет других самолетов, то при удлинении конечной прямой у пилота появляется гораздо больше времени на то, чтобы подготовить самолет к посадке. Когда я знакомлю пилота с новым и, возможно, более скоростным самолетом, я обычно предпочитаю более длинную конечную посадочную прямую.

Снижение для посадки следует начинать после третьего разворота и продолжать на оставшихся участках маршрута. Последовательность такова.

Когда самолет достигнет подходящей позиции для начала третьего разворота (это можно определить, используя режим обзора "Сверху"), поверните налево под углом 90 градусов. Чтобы определить нужное направление полета, отложите 90 градусов влево от курса, по которому самолет двигался на участке между вторым и третьим разворотами. Это и будет нужный курс полета после третьего разворота.

  1. Выйдите на заданный курс.
  2. Убавьте мощность до режима малого газа.
  3. Войдите в глиссаду на скорости 70 узлов.
    (Если это возможно, на участке между третьим и четвертым разворотами я предпочитаю скорость на 40 процентов выше скорости сваливания без использования закрылков.)
  4. Оттриммируйте самолет на скорости 70 узлов.

Теперь самолет готов к выходу на конечную посадочную прямую.

Конечная посадочная прямая

Конечная посадочная прямая (иногда ее называют просто посадочной прямой) является решающей частью последовательности посадки. Лучше всего поворачивать на конечную прямую под углом 90 градусов. В этом случае у пилота остается достаточно времени для наблюдения и изменения траектории движения самолета, а также для выравнивания относительно ВПП. На конечной посадочной прямой пилот готовит самолет к посадке и корректирует скорость для захода на посадку (эта скорость, как правило, на 30 процентов выше текущей скорости сваливания самолета). После стабилизирования самолета на конечной посадочной прямой наступает время оценить его глиссаду: проходит ли она слишком высоко, слишком низко или как раз идеально для того, чтобы совершить посадку в нужном месте ВПП.

При повороте на конечную посадочную прямую имеется возможность скорректировать глиссаду, если самолет находится слишком высоко или слишком низко.

Давайте предположим, что вы совершаете заход на посадку с убранным газом. Выполнив третий разворот, вы сбросили газ и начали снижение. Давайте также предположим, что ваша цель - приземлиться на определенный участок ВПП. Если самолет летит слишком низко, можно срезать поворот с прямой между третьим и четвертым разворотами на конечную посадочную прямую (см. рис. 4-4).


Рисунок 4-4. Корректировка маршрута полета

Полет по траектории 1 позволяет сократить расстояние во время снижения и тем самым повышает шансы приземления в нужную точку ВПП. Траектория 2 длиннее, а траектория 3 - это замечательный поворот на посадочную прямую под прямым углом.

Если самолет летит слишком высоко, можно намеренно "проскочить" поворот на конечную посадочную прямую. Таким образом, у пилота появится дополнительное расстояние во время снижения (см. рис. 4-5).


Рисунок 4-5. Корректировка маршрута полета

Еще один вариант - это s-образный поворот (рис. 4-6).


Рисунок 4-6. Корректировка маршрута полета

S-образные повороты - это ряд чередующихся поворотов налево и направо относительно прямой глиссады. (Со стороны можно подумать, что пилот немного перебрал.) Поскольку прямая линия является кратчайшим расстоянием между любыми двумя точками, любое отклонение от прямой линии сделает путешествие более продолжительным. При условии постоянной скорости снижения длинная дорога домой позволит больше снизить высоту.

После поворота на конечную посадочную прямую двигайтесь со скоростью 65 узлов (при использовании закрылков с углом 20 или 30 градусов скорость захода на посадку следует уменьшить до 60 узлов). Не забудьте оттриммировать самолет. Теперь вы готовы к посадке! Чтобы приступить к тренировке, щелкните ссылку Начать учебный полет.

Сайт управляется системой uCoz