Занятие 3. Навигация по ВОР-маяку

- Род Мачадо

Вам когда-нибудь случалось заблудиться во время автомобильной поездки? Помните, как иной раз хотелось плюнуть на все, продать машину на ближайшей стоянке, на вырученные деньги купить новые документы и начать жизнь заново? Если да, то вы и впрямь хорошо умеете сбиваться с пути. Впрочем, эту проблему довольно легко решить, особенно на машине: нужно просто заехать на бензозаправку и спросить дорогу. На самолете так не сделаешь, на заправке он привлечет слишком много внимания, даже если для отвода глаз заправиться и проверить масло. К счастью, заблудиться на самолете не так-то просто, если знаешь, как использовать небольшое навигационное устройство, называемое ВОР-маяком (азимутальный всенаправленный радиомаяк МВ-диапазона).

Общие сведения

Для навигации по ВОР-маяку необходимы две вещи: бортовое ВОР-оборудование (см., например, рис. 3-1) и наземная передающая станция, которая с высоты в несколько тысяч метров выглядит как крошечный домик с огромным шаром на крыше.


Рисунок 3-1. А - ВОР-приемник; В - ВОР-индикатор.

Наземный передатчик выдает 360 электронных курсов, каждый из которых проходит через центр станции (см. рис. 3-2).


Рисунок 3-2. Курсы ВОР

Каждому курсу соответствует определенное значение градуса на компасе: 0 градусов соответствует северу, 90 градусов - востоку, 270 градусов - западу и т. д. Используя бортовое ВОР-оборудование, можно лететь по одному из 360 курсов, двигаясь прямо в направлении станции или от нее.

Естественно, движение к станции или от нее имеет смысл только в том случае, если знать, где эта станция расположена. К счастью, пилоты всегда имеют при себе аэронавигационные карты с изображением ВОР-станций (см. рис. 3-3).


Рисунок 3-3

ВОР-станция (позиция A) расположена в центре азимутального круга, на которую через каждые 5 градусов нанесены маленькие деления, через каждые 10 градусов - более крупные деления и через каждые 30 градусов - цифры.

В рамке на азимутальном круге приведено название наземной ВОР-станции, ее позывные в азбуке Морзе и частота (позиция B). На рисунке 3-3 частота ВОР равна 112,3. На обозначение CH 70 не обращайте внимания. Это значение частоты для военных летчиков, и оно не имеет никакого отношения к кабельному телевидению.

ВОР-оборудование

На борту у большинства самолетов имеется несколько ВОР-приемников. Каждый из них подключен к ВОР-индикатору, наподобие изображенного на рисунке 3-4.


Рисунок 3-4. А - указатель, B - индикатор отклонения от курса, C - флаг, D - ручка переключателя пеленга на ВОР.

Если пилоты упоминают "ВОР самолета", обычно они имеют в виду этот индикатор, включающий пять основных компонентов.

  1. Указатель в верхней части индикатора, показывающий выбранный курс.
  2. Вертикальная стрелка (или индикатор отклонения от курса), смещающаяся вправо или влево.
  3. Флаг (или многозначный индикатор), отображаемый в виде треугольника, указывающего вверх или вниз, либо отображаемый в виде красно-белого полосатого флага. (Треугольник, указывающий вверх, обозначает движение TO (К); треугольник, указывающий вниз, обозначает движение FROM (ОТ); красно-белый полосатый флаг обозначает, что движения OFF (НЕТ). На этом занятии по наземному инструктажу для обозначения трех состояний флага я буду использовать слова TO, FROM и OFF.)
  4. Переключатель пеленга на ВОР. Это ручка, которую следует поворачивать для выбора курса.
  5. Круглая, подвижная картушка компаса, настраиваемая путем вращения ручки переключателя пеленга. (Вращая ручку, можно выбирать значение курса, на которое будет направлен указатель.)

Навигация с помощью ВОР

Для навигации с помощью ВОР необходимо сначала настроиться на выбранную ВОР-станцию. Когда для приемника навигационной системы будет задана соответствующая частота, можно выбирать курс полета (высоко в небе).

Чтобы выбрать один из 360 возможных курсов ВОР-станции, установите над указателем (см. рис. 3-5) определенное число, вращая ручку переключателя пеленга.


Рисунок 3-5

Предположим, что с помощью ручки переключателя пеленга на ВОР выбран курс 360 градусов (или 0 градусов, что одно и то же). ВОР-индикатор автоматически выполняет ориентирование и показывает расположение курса 360 градусов относительно самолета. Этот курс проходит точно через ВОР-станцию в направлении 360 градусов. Если выбрать курс 270 градусов, ВОР-индикатор выполнит ориентирование на курс 270 градусов (см. рис. 3-5B).

Если выбран курс 030 градусов, индикатор будет показывать курс, изображенный на рисунке 3-5C. Если выбрано значение 240 градусов, индикатор будет показывать курс, изображенный на рисунке 3-5D.

Начиная полет в игре Flight Simulator, учтите, что ручка выбора курса ВОР вращается. Подведите к ней указатель мыши и, когда появится знак плюс (+) или минус (-), выберите нужный курс, щелкая кнопкой мыши.

Предположим, что выбран курс 360 градусов (над указателем отображена цифра 360). Чтобы лететь этим курсом, следует повернуть в направлении 360 градусов по указателю курса. После выполнения этой операции ВОР-индикатор должен показывать выровненную по центру стрелку и значок флага TO (К) (треугольник, указывающий вверх), как показано на рисунке 3-6А.


Рисунок 3-6

Во время полета непосредственно над станцией (см. рис. 3-6B) флаг имеет значение OFF (НЕТ) (красные и белые полосы), указывая на то, что в данный момент самолет движется ни по направлению к станции, ни в направлении от нее. Проще говоря, если самолет движется в соответствии с выбранным курсом и стрелка проходит через центр индикатора, флаг TO (К) или FROM (ОТ) обозначает, что самолет приближается к ВОР-станции или удаляется от нее.

При полете по выбранному курсу после того, как самолет минует ВОР-станцию, флаг TO (К) автоматически изменяется на флаг FROM (ОТ) (треугольник, направленный вниз) (рисунок 3-6C).

Что происходит, если во время полета в нужном направлении стрелка ВОР отклоняется от центра? Это значит, что самолет еще не вышел на правильный курс. На рисунке 3-7 изображено несколько самолетов и показаний ВОР.


Рисунок 3-7

Самолет А движется в направлении, соответствующем 360 градусам (направление выбранного курса ВОР). Стрелка ВОР-индикатора смещена вправо, а флаг имеет значение TO (К). Это значит, что выбранный курс находится справа, и, если бы самолет двигался по нему, его нос смотрел бы точно на станцию. Чтобы выйти на нужный курс ВОР, самолет А должен повернуть вправо. Также следует поступить самолетам C и E. Самолетам B, D и F следует повернуть влево, чтобы выйти на нужный курс. Обратите внимание, что при нахождении на траверзе станции (отклонение в пределах 90 градусов) флаг будет иметь значение OFF (НЕТ). Это не значит, что самолет сбился с курса. Это значит, что в данный момент он не приближается к станции и не удаляется от нее. Запомните, что поворачивать нужно в ту сторону, куда отклонена стрелка.

Выход на курс ВОР и полет по нему

Давайте представим, что нужно улететь из аэропорта Гдетотут курсом 030 градусов по направлению к ВОР-маяку и далее (см. рис. 3-8).


Рисунок 3-8

Если значение курса меньше 100 градусов, в начале числа нужно ставить 0. Это позволяет пилоту не путать значения 30 и 300 градусов. 030 произносится как "ноль-три-ноль". Чтобы выглядеть опытным командиром самолета, произносите значение курса именно таким образом.

Ваш пункт назначения - аэропорт Гдетотам, расположенный по курсу 030 градусов ВОР-маяка Родстер. Задав для переключателя пеленга значение 030, вы покидаете аэропорт Гдетотут. Стрелка ВОР-индикатора смещена влево, и отображается значок TO (К). Смещение стрелки вправо или влево не указывает, с какой стороны от выбранного курса расположен самолет. Чтобы определить это, следует физически развернуть самолет в направлении выбранного курса (или хотя бы представить, что вы повернулись в этом направлении). Почему? Стрелка ВОР и значки флага совершенно не зависят от курса самолета.

Вы должны понимать очень важную вещь: ВОР не знает, в каком направлении летит самолет. Бортовой ВОР-индикатор запрограммирован таким образом, как будто он всегда повернут в направлении выбранного курса. С помощью индикатора можно лишь определить, справа или слева от выбранного курса находится самолет и движется ли он по направлению к станции или от нее.

Очевидно, что курс 030 градусов проходит не слева от самолета. Однако если развернуть самолет в направлении выбранного курса (030 градусов), то стрелка и флаг помогут пилоту правильно сориентироваться. В этом и только в этом случае стрелка действительно указывает на то, что выбранный курс физически расположен слева от самолета. Флаг TO/FROM обозначает, что, как только самолет ляжет на выбранный курс 030 градусов, он будет двигаться прямо к ВОР-станции (будем считать, что не нужно делать поправку на ветер).

Я знаю, какой вопрос вертится у вас на языке: "Чтобы выйти на курс 030 градусов, нужно повернуть влево. Но как узнать, на сколько градусов следует повернуть?" Больше, чем на 0 градусов, и меньше, чем на 90. Все зависит от того, как быстро требуется выйти на курс. На практике, если стрелка ВОР полностью отклонена, не всегда точно известно, на каком расстоянии лежит выбранный курс - 1 километр или 100. В таком случае нужно выйти на курс как можно быстрее, а это значит - под углом 90 градусов. Подумайте, какой курс лежит на 90 градусов левее 030 градусов. Просто посмотрите на компас и отложите 90 градусов влево от выбранного курса (рис. 3-9).


Рисунок 3-9

Полет по курсу 300 градусов (он перпендикулярен выбранному курсу) позволит в кратчайшее время выйти на нужный курс.

Вернемся к рисунку 3-8. Чтобы выйти на курс 030 градусов, самолет B должен повернуть влево. На сколько градусов следует повернуть влево? Больше, чем на 0 градусов, и меньше, чем на 90. Если требуется выйти на заданный курс в кратчайший срок, следует повернуть на курс 300 градусов (он перпендикулярен выбранному курсу), как показано на рисунке 3-8 для самолета C.

Не расстраивайтесь, если поначалу не удастся точно все выполнить. Время, необходимое для перемещения стрелки в центр индикатора, зависит от расстояния до станции. Немного потренировавшись, можно научиться определять скорость перемещения стрелки к центру и время, когда следует поворачивать на заданный курс.

Удаление от ВОР-маяка по выбранному курсу

Рассмотрим еще один пример использования ВОР на практике. Предположим, что вы находитесь на борту самолета в окрестностях аэропорта Лос-Заблудилос (самолет А на рисунке 3-10) и хотите попасть в аэропорт Нетудакс.


Рисунок 3-10

Поскольку сегодня занятие посвящено ВОР, давайте использовать ВОР для поиска аэропорта Нетудакс. Подумайте, как лучше попасть к ВОР-маяку Бигфут. Логично предположить, что самолет всегда летит каким-либо курсом, проходящим через ВОР. Но как узнать, каким именно? Вот как это делается.

С помощью радионавигационного устройства настройтесь на частоту ВОР-маяка Бигфут и вращайте ручку переключателя пеленга до тех пор, пока не появится значок флага "К" и стрелка ВОР не окажется в центре индикатора, как показано на рисунке 3-10 для самолета B. Чтобы определить, какой выбран курс, посмотрите на указатель. В данном случае самолет находится на курсе 305 градусов ВОР-маяка Бигфут. Используя указатель курса, поверните на курс 305 градусов и двигайтесь по нему в направлении ВОР, как показано для самолета B. Очень просто, верно?

По мере приближения к ВОР попытайтесь определить, какой курс проходит через центр станции и через аэропорт Потерялкино. Чтобы сделать это, проведите линию (или прикиньте на глаз). По всей видимости, через ВОР и Потерялкино проходит курс 255 градусов. Следовательно, когда самолет окажется над станцией, следует повернуть его в направлении 255 градусов, а затем повернуть ручку переключателя пеленга на 255 градусов. Теперь ВОР-индикатор настроен на полет по курсу 255 градусов от станции до аэропорта Нетудакс, как показано для самолета C.

Внесение поправки на ветер во время полета по курсу ВОР

Надеюсь, у вас не снесло голову от всех этих сведений. Да и как ее могло снести, если я еще ничего не говорил о ветре? До этого момента я предполагал, что ветер отсутствует, однако такое редко бывает в реальной жизни. Давайте учиться вносить поправку на ветер при полете с помощью ВОР-оборудования.

Внесение поправки на ветер состоит из трех этапов.

  • Определение влияния ветра на самолет.
  • Повторный выход на курс.
  • Применение поправки на ветер.

Рисунок 3-11

Вот как это делается.

  1. Определение влияния ветра. Самолет А на рисунке 3-11 только что вышел на курс 030 градусов по направлению к ВОР. В безветренных условиях самолет А мог бы удерживать этот курс и лететь к ВОР, при этом стрелка ВОР-индикатора не отклонялась бы от центра. Однако при наличии даже слабого ветра самолет А, несомненно, будет снесен с курса. Для успешной навигации первым делом нужно определить направление ветра и внести необходимую поправку.
  2. Чтобы определить влияние ветра, поверните самолет в направлении выбранного курса (в этом примере - 030 градусов). Теперь подождите немного. Если ветра нет, стрелка останется в центре индикатора (или почти в центре). Если есть боковой ветер, стрелка будет постепенно отклоняться, как показано для самолета B. До какой степени можно позволить стрелке отклоняться, прежде чем повторно выходить на курс? Возможно, лучше всего в данном случае будет позволить стрелке лишь немного сместиться (может быть, меньше, чем на одно деление ВОР-индикатора), а затем внести поправку.
  3. Повторный выход на курс. Если стрелка смещается влево, выбранный курс находится слева, как показано для самолета B. Самолет снесло в правую сторону от курса (подразумевается, что ветер дул с левой стороны). Определив направление ветра, прежде чем вносить поправку, вернитесь на выбранный курс. Чтобы вернуться на курс, поверните под углом 20 градусов, как показано на рисунке 3-11 для самолета C (при сильном ветре иногда нужно поворачивать под углом от 30 до 40 градусов).
  4. Применение поправки на ветер. Восстановив движение по курсу, в качестве третьего шага следует применить поправку на ветер. Чтобы компенсировать смещение под натиском ветра, направьте самолет против ветра. До какой степени? Это зависит от нескольких факторов, одним из которых является скорость и направление ветра. На самом деле, эти факторы не имеют такого уж большого значения. Просто начните с 10-градусного угла поправки на ветер и посмотрите, что произойдет. Это похоже на поход в кино. Никогда не знаешь наверняка, интересный фильм или нет, поэтому идешь смотреть его. (Впрочем, последний фильм, который мне довелось посмотреть, был настолько плохим, что я ушел. К сожалению, фильм шел по телевидению, поэтому я ушел из дома.) Вернувшись на курс, поверните самолет на 10 градусов против ветра (то есть двигайтесь по курсу 020 градусов, как показано на рисунке 3-11 для самолета D). Не торопитесь. Подождите и посмотрите, что произойдет.

На рисунке видно, что самолет E летит прямо к ВОР-станции по курсу 030 градусов. Стрелка не отклоняется. И можно считать страшным везением, если вам - или, коли на то пошло, любому опытному пилоту - с первой попытки удастся найти нужный угол поправки на ветер. В действительности, скорее всего, потребуется минимум две попытки для определения нужного значения угла поправки. Эти же правила внесения поправки на ветер действуют при движении по определенному курсу в направлении от станции.

Вы уже на пути к тому, чтобы стать корифеем полетов по ВОР, властелином всех метеорологических сил и правящим монархом воздушной навигации. Вы будете ходить по аэропорту в белой мантии, а пилоты со всего света будут спрашивать у вас совета. Вот это жизнь! Телешоу, выступления на публике... Какие открываются возможности! Ну, по крайней мере, вы теперь с легкостью доберетесь до пункта назначения.

Пришло время перейти к интерактивному занятию и попрактиковаться в ВОР-навигации. После этого мы будем осваивать маршрут полета по кругу над аэродромом. Чтобы приступить к практическим занятиям, щелкните ссылку Начать учебный полет.

Дополнительные сведения о ВОР-навигации: ВОР-маяки и воздушные дороги

До нынешнего момента я называл все ВОР-маршруты курсами, и на это были причины. Так легче понять, о чем я говорю. Чтобы выполнять более сложные операции, например заходить на посадку по приборам, нужно представить движение к ВОР-маяку и от него как движение по определенной радиальной линии, а не по определенному курсу. Пилоты, говоря о полете к ВОР-маяку и от него, употребляют как слово "курс", так и слово "радиал".

Давайте начнем обсуждение с того, что вспомним, как вы в последний раз ехали на машине через небольшой город. Дорога идет через город точно на север, (рис. 3-12А). На въезде в город и на выезде из него машина едет на север (360 градусов), в том же направлении, в котором проходит дорога. Если часть дороги на выезде из города называется не так, как ее другая часть на въезде, повлияет ли это на направление движения машины через город? Конечно, нет. Поэтому давайте назовем часть дороги, выходящую из города на юг, Дорогой 180, а часть, выходящую на север, Дорогой 360 (рис. 3-12B). Теперь можно сказать, что мы въехали в город по Дороге 180, а покинули его по Дороге 360. Направление движения не изменилось, несмотря на то, что дороги называются по-разному.


Рисунок 3-12

Навигация с помощью ВОР основана на тех же принципах (см. рис. 3-12C). Если самолет движется на север в направлении городского ВОР-маяка, он прибывает в город по радиалу 180 градусов и покидает его по радиалу 360 градусов. В обоих случаях воздушная дорога проходит в направлении 360 градусов, так же как и дорога на земле. Не всегда удобно говорить об одной и той же дороге как о двух радиалах, направленных к станции и от нее. Однако это необходимо при пилотировании по приборам с помощью ВОР. Следовательно, если требуется выйти на радиал 180 и лететь по нему к ВОР-станции, следует настроить переключатель пеленга на 360 градусов (или на другое значение, отстоящее на 180 градусов от значения радиала, по которому самолет движется к станции). Пока вы не начнете выполнять полеты с заходом на посадку по приборам, ВОР-маршруты проще представлять в виде курсов.

Сайт управляется системой uCoz