Дополнительное занятие. Чтение приборов

- Род Мачадо

Этап 3 трехэтапного чтения приборов
Триммирование с использованием вариометра и контрольное снятие показаний приборов "большой шестерки"

Теперь вы уже знаете, что полет по приборам не означает, что под вами все время будут пролетать микроскопы и телескопы. Сходство с наукой, однако, все же есть: процесс чтения приборов при значительном изменении пространственного положения самолета своей ступенчатой структурой похож на научное исследование. Мы уже познакомились с двумя этапами из трех, остался последний.

Итак, на этапе 1 вы совершали значительное изменение пространственного положения самолета, на этапе 2 - корректировали тангаж, крен и режим газа. На третьем этапе вы должны произвести итоговое триммирование, после которого самолет продолжит полет в заданном режиме, а вы сможете немного расслабиться и проконтролировать показания приборов "большой шестерки". Контрольное чтение приборов - более спокойный способ проверки их показаний, если сравнивать его с чтением по кругу, о котором говорилось на этапе 2. Давайте изучим последний этап чтения приборов поподробнее.

Чтение приборов: этап 3

Основная цель этапа 3 - произвести окончательное триммирование с помощью вариометра. Вариометр чувствителен к самым незначительным изменениям тангажа, так что вы заметите любое отклонение от необходимого пространственного положения. Кроме того, благодаря длине стрелки вариометра легче контролировать вертикальное смещение.

Чтобы успешно произвести итоговое триммирование, вам необходимо добиться постоянных показаний вариометра. При выравнивании стрелка вариометра должна показывать отсутствие набора высоты. Только не крутите штурвал управления триммером так, как будто вы раскручиваете карусель и хотите, чтобы вашего младшего братца стошнило. Немного поверните штурвал управления триммером и не прилагайте усилий к органам управления; следите за стрелкой вариометра. Если она совершает движения вверх или вниз, опускайте или поднимайте нос самолета, чтобы остановить ее движение.

Никогда не убирайте руки с органов управления, чтобы посмотреть, как поведет себя самолет без итогового триммирования. Поверьте, это не стоит того стресса, который вы можете получить. Если вы отпустите органы управления вместо того, чтобы снизить усилие на них, самолет немедленно отклонится от заданного пространственного положения, а степень отклонения будет зависеть от того, насколько далеко была финальная степень триммирования. В этом случае вам придется возвращать самолет в исходное положение. Намного легче производить триммирование постепенно.

Триммирование для набора высоты или снижения выполняется точно так же, как триммирование для горизонтального полета. Снизьте усилие на органах управления и наблюдайте за стрелкой вариометра. Предположим, стрелка указывает некую скорость набора высоты. Если стрелка начала двигаться после того, как вы снизили усилие, значит, необходимо триммирование самолета. Поднимите или опустите нос самолета, чтобы вернуться к предыдущей скорости набора высоты (или скорости снижения). Вам может понадобиться несколько попыток для окончательного триммирования самолета, но в этом нет ничего страшного, ведь у вас есть время. Вы же никуда не торопитесь?

Также не забывайте о том, что достигнуть идеального триммирования самолета невозможно. Даже если вы высший жрец (или высшая жрица) триммирования, самолет все равно может рыскать в пределах нескольких сотен футов. Все, что вы можете с этим поделать, - корректировать тангаж вручную. Не все самолеты обладают одинаковыми характеристиками, а даже самая маленькая деталь, влияющая на развесовку или аэродинамические характеристики самолета, может не дать вам достичь идеального уровня выравнивания.

Контрольное чтение приборов

После того как итоговое триммирование завершено, проводится контрольное снятие показаний с шести основных приборов (рис. 1). Чаще всего это делается по часовой стрелке, от верхнего ряда к нижнему, но на самом деле это не важно: вы можете делать это так, как удобно вам. Смысл этого действия в том, чтобы отследить отклонения от заданного пространственного положения и при необходимости подкорректировать его.


Рисунок 1

За контрольным чтением приборов вы и проведете большую часть времени. Таким образом, действия этапа 3 выполняются постоянно до тех пор, пока вы опять не решите значительно изменить пространственное положение самолета. В этом случае все три шага трехэтапного процесса чтения приборов повторяются заново.

Выполнение первых двух этапов обычно занимает от 5 до 15 секунд. В некоторых ситуациях вы не сможете перейти к этапу 3 после этапа 2 (например, вы попали в зону турбулентности или осуществляете заход на посадку по приборам), и вам придется постоянно производить чтение приборов по кругу, чтобы четко контролировать положение самолета. Не забывайте, что чтение приборов по кругу отнимает много физических, умственных и психологических сил, а потому чтение по кругу всех приборов обычно не нужно и способно стать лишь дополнительным источником усталости. Читайте по кругу только те приборы, которые необходимы для управления самолетом в конкретный момент.

Совет от профессионалов

Некоторые опытные пилоты предлагают следующий необычный метод наблюдения за отклонениями приборов после стабилизации пространственного положения самолета и завершения триммирования: они фокусируют взгляд на приборной панели, в точке, расположенной под авиагоризонтом. После этого они наблюдают за изменениями показаний приборов исключительно с помощью периферического зрения. Это можно сравнить с тем, как выпускники курсов скорочтения за один взгляд на страницу читают сразу несколько слов. Конечно, развитие периферического зрения отнимает некоторое время, но после этого вы поднимитесь на новую ступень овладения навыками полета по прибором. До наступления этого момента просто пробегайте глазами все приборы после завершения этапа 3.

Маленькие хитрости

Овладев навыками пользования вариометром, вы поймете, что этот прибор может быть крайне полезен для управления самолетом с высокой степенью точности. Многие пилоты используют вариометр для поддержания горизонтального полета с погрешностью не более 10-20 футов. Иногда для контроля отклонения от горизонтального полета легче использовать вариометр, так как он обладает большей колебательной дугой и чувствительностью стрелки. Вы не потратите время зря, научившись точному управлению самолетом с помощью вариометра.

В жизни есть множество скучных вещей, которые, однако, необходимо делать. Пилотирование по приборам - одна из них. Овладение искусством полета по приборам - серьезное испытание для вашего характера, оно позволяет вам испытать и самолет, и себя. Наверное, это и делает специалистов в области полетов по приборам такими счастливыми - они понимают, сколь многого смогли достичь. Тем не менее я хочу предупредить вас, что не стоит ходить по аэропорту со слишком счастливым лицом - вас могут заподозрить в употреблении наркотиков. Будьте предусмотрительны!

Сайт управляется системой uCoz