Дополнительное занятие. Чтение приборов

- Род Мачадо

Этап 2 трехэтапного чтения приборов
Осмотр основных приборов по кругу

Этап 1, этап 2, этап 3: все эти шаги напоминают вводный урок в школе танцев Фреда Астера. На это можно ответить одно: процесс чтения приборов лучше всего объясняется и понимается в виде нескольких простых этапов. Если продолжать аналогии с танцами, то приборная доска - это ваш партнер, и ваши глаза переходят с одного прибора на другой подобно тому, как ваши ноги меняют свое положение во время танца. Итак, вы закончили с этапом 1, настало время переходить к этапу 2.

В процессе выполнения этапа 1 вы задавали пространственное положение самолета, опираясь исключительно на авиагоризонт (АГ). Но иметь единственным средством контроля пространственного положения самолета АГ - то же самое, что использовать термоядерную бомбу для борьбы с тараканами на кухне. Результат, конечно, будет достигнут, но точность окажется значительно меньше желаемой. Производя пилотирование по приборам, вы должны очень точно контролировать курс, высоту и воздушную скорость. После изменения пространственного положения самолета в этапе 1 вы переходите к этапу 2, чтобы внести корректировки в заданное пространственное положение.

Смысл этапа 2 в том, чтобы посмотреть на один или несколько приборов, после чего внести необходимые изменения в значения угла тангажа, крена или режима газа для получения необходимого пространственного положения. Это, в свою очередь, позволит вам получить необходимые курс, скорость и высоту. Термин "чтение по кругу" означает, что вы начинаете снимать показания с АГ, потом переходите к основным приборам на панели, и потом вновь к АГ. После чего схема осмотра повторяется в обратном порядке. Представьте себе, что траектория вашего взгляда двигается по колесу велосипеда: глаза совершают движения по спицам от втулки к ободу и наоборот (см. рис. 1).


Рисунок 1

Все, что является основным, естественно, является важным. Основные приборы дают вам наиболее важную информацию, позволяющую точно контролировать углы тангажа, крена и режим газа. Информацию о каждом пространственном положении выдают три прибора: на одном указан крен, на другом тангаж, на третьем режим газа. Но как узнать, за что отвечает конкретный прибор? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте представим, что мы хотим съесть гамбургер.

Названия приборов

Когда вы заказываете сэндвич в "Планете гамбургеров", кассир нажимает кнопку с обозначением блюда, которое вы выбрали. Если вы хотите стакан газировки, кассир нажмет на кнопку с изображением стакана газировки. Этот наглядный метод освобождает мозг кассира для более важных вещей, например, для размышлений о философии, этике и доказательстве теоремы Ферма. Так что, если вы скажете: "Какая прекрасная сегодня погода" - он может ответить вам: "Простите, у меня нет такой кнопки". Давайте используем такую же систему наглядного обозначения для того, чтобы познакомиться с основными приборами на панели.

Я хочу, чтобы вы приклеили обозначения, показанные на рис. 2, прямо на экран вашего компьютера под изображениями всех приборов, кроме вариометра. Используйте небольшие кусочки самоклеющейся бумаги для заметок. Не используйте наклейки с мощным клеем, иначе вам потом придется искать себе другой монитор.


Рис. 2
Узнавание основных приборов

На рис. 2 показаны основные приборы для любого возможного режима полета. Представим, что вы задали самолету пространственное положение для горизонтального полета. Какие основные приборы необходимо прочитать по кругу? Взгляните на панель и найдите там приборы, обозначенные словами "прямо" (указатель курса) и "горизонтально" (высотомер). Указатель курса помогает вам лететь прямо, высотомер - лететь горизонтально, а тахометр показывает выбранную установку мощности. Другими словами, регулировать горизонтальный полет вы можете, снимая показания только трех этих приборов. Довольно просто, не так ли?

Предположим, вы изменили пространственное положение самолета с целью начать снижение или набор высоты по прямой. Какие основные приборы следует прочитать по кругу? Найдите приборы, обозначенные словами "прямо" (указатель курса) и "набор высоты" (указатель воздушной скорости). Указатель курса помогает вам лететь прямо, а указатель воздушной скорости - выбрать правильный угол тангажа для набора высоты или снижения; тахометр показывает выбранную установку мощности.

Наконец предположим, что вы изменили пространственное положение с целью совершить горизонтальный разворот. Какие основные приборы следует прочитать по кругу? Найдите приборы, обозначенные словами "горизонтально" (высотомер) и "разворот" (индикатор скольжения). Высотомер помогает вам лететь горизонтально, а индикатор скольжения - выбрать правильный угол крена для совершения разворота (скоро вы узнаете, как это сделать); тахометр показывает выбранную установку мощности.

Теперь вы знаете, с каких приборов необходимо снимать показания в конкретных ситуациях. Следующий шаг - чтение основных приборов по кругу с целью узнать их показания или проследить движение стрелки, чтобы потом вернуться к АГ и, при необходимости, внести корректировки в пространственное положение самолета с целью стабилизировать показания основных приборов. Для начала давайте посмотрим, как это будет происходить при горизонтальном полете. Предположим, что пространственное положение только что было изменено и теперь соответствует горизонтальному полету.

Основы чтения приборов по кругу

На рис. 3 точно так же, как и во время тренировки, скрыты все приборы, кроме основных для горизонтального полета. Предположим, вы только что закончили этап 1 и самолет занял пространственное положение для горизонтального полета. Этап 2 должен начаться с чтения по кругу основных приборов и задания по АГ точного пространственного положения для горизонтального полета. Перед тем как мы продолжим, стоит уделить еще немного времени принципам чтения по кругу.


Рисунок 3

АГ обозначен словом "начало", так как с него начинается чтение приборов по кругу. Его можно сравнить со втулкой велосипедного колеса: вы начинаете чтение с него, а потом переходите к одному из основных приборов. Фиксация изменений положения стрелки на каждом основном приборе должна занимать 1-2 секунды. После этого вы должны вернуться к АГ и внести изменения, которые призваны выровнять основной прибор.

Конечно же, чтение по кругу может не ограничиваться одним прибором. В этом случае вы должны начать с АГ, перейти на основной прибор, а потом снова вернуться к АГ. После этого вы переходите к другому основному прибору, снова возвращаетесь к АГ и так далее, не забывая при этом каждый раз возвращаться к АГ.

Например, при горизонтальном полете вы будете читать по кругу указатель курса ("прямо"), высотомер ("горизонтально") и тахометр ("мощность"). Начните с АГ и перейдите к указателю курса. Проверьте наличие отклонений от выбранного курса. Вернитесь к АГ и при необходимости внесите небольшие изменения в значение крена так, чтобы прекратить отклонение от курса или задать необходимый курс. После этого снимите показания высотомера и проверьте наличие отклонения от необходимой высоты. Вернитесь к АГ и при необходимости внесите небольшие изменения в значение тангажа так, чтобы прекратить движение стрелки или вернуть ее в правильную позицию. Последним прибором в процессе чтения по кругу должен быть тахометр. Взгляните на тахометр и внесите необходимые изменения в установку мощности, после чего немедленно вернитесь к АГ. Обычно снимать показания с тахометра в процессе чтения приборов по кругу при значительном изменении пространственного положения нужно не более одного раза. Теперь повторите чтение приборов по кругу, начав с указателя курса, пока оба прибора (указатель курса и высотомер) не будут показывать правильные значения для горизонтального полета. Правильная последовательность действий указана ниже.

Горизонтальный полет
  1. Начните с АГ и прочитайте по кругу указатель курса.
  2. Вернитесь к АГ и при необходимости измените значение крена так, чтобы оно составляло 270 градусов.
  3. Прочитайте высотомер по кругу.
  4. Вернитесь к АГ и при необходимости измените значение тангажа так, чтобы оно составляло 4000 футов (1219 м).
  5. Прочитайте тахометр по к кругу и при необходимости задайте кресейрские обороты (2300). Обычно в повторном чтении тахометра по кругу нет необходимости.
  6. Продолжайте чтение по кругу указателя курса и высотомера, внося небольшие изменения в пространственное положение, пока самолет не перейдет в состояние горизонтального полета.

Смысл чтения приборов по кругу в том, чтобы быстро снять показания с каждого из основных приборов по крайней мере один раз перед детальным изучением показаний конкретных приборов. Это позволяет оценить, насколько пространственное положение самолета близко к желаемому и насколько трудоемким будет его доведение до соответствующего состояния. Давайте посмотрим, как нужно читать приборы по кругу при наборе по прямой.

Набор высоты по прямой

На рис. 4 скрыты все приборы, кроме тех, которые необходимы для набора высоты по прямой. Предположим, что вы только что начали набор по прямой и переходите ко второму этапу трехэтапного чтения приборов. Вам необходимо стабилизировать пространственное положение на АГ для набора высоты по направлению 270 градусов со скоростью 80 узлов.


Рисунок 4

Ниже приведена последовательность действий для чтения основных приборов по кругу.

  1. Начните с АГ и прочитайте по кругу указатель курса.
  2. Вернитесь к АГ и при необходимости скорректируйте крен для поддержания направления 270 градусов.
  3. Прочитайте указатель воздушной скорости по кругу.
  4. Вернитесь к АГ и при необходимости измените угол тангажа для поддержания скорости 80 узлов.
  5. При необходимости прочитайте тахометр по кругу и задайте режим газа для набора высоты: 2400 об./мин. Второй раз читать тахометр по кругу не нужно.
  6. Продолжайте чтение по кругу указателей курса и воздушной скорости, внося небольшие изменения в пространственное положение, пока условия, необходимые для прямого набора высоты (80 узлов и 270 градусов), не будут выполнены.

Готово. Как видите, если знать, когда и на какие приборы смотреть для четкого контроля пространственного положения, полет по приборам перестает быть чем-то из ряда вон выходящим.

Теперь попробуем применить действия этапа 2 для выполнения горизонтального разворота.

Горизонтальный разворот

Нас рис. 5 скрыты все приборы, кроме тех, которые необходимы для выполнения горизонтального разворота.


Рисунок 5

Предположим, что вы начали левый горизонтальный разворот на высоте 4000 футов (1219 м) и переходите к этапу 2. Вам необходимо начать чтение основных приборов по кругу, чтобы задать на АГ пространственное положение для разворота по установленной схеме на высоте 4000 футов.

Что такое разворот по установленной схеме?

Разворот по установленной схеме подразумевает смену курса со скоростью 3 градуса в секунду. На предыдущих занятиях вы выполняли развороты с креном в 20 градусов. Это хорошо, но для повышения точности я хочу, чтобы вы выполнили разворот по установленной схеме. Для этого необходимо изменять крен так, чтобы крыло самолета, изображенного на индикаторе скольжения, совпадало со второй белой отметкой как показано на рис. 5.

Теперь курс самолета будет изменяться со скоростью 3 градуса в секунду. Выполнение разворота по установленной схеме позволяет вам понять, сколько времени на самом деле занимает этот процесс, ведь при скорости 3 градуса в секунду на 360-градусный разворот уходит две минуты, а на 180-градусный, соответственно, одна. Ниже приведена последовательность чтения приборов по кругу.

  1. Начните с АГ и прочитайте высотомер по кругу.
  2. Вернитесь к АГ и при необходимости измените значение тангажа так, чтобы оно составляло 4000 футов (1219 м).
  3. Прочитайте по кругу индикатор скольжения.
  4. Вернитесь к АГ и при необходимости внесите изменения в угол крена для приведения его в соответствие с условиями разворота по установленной схеме.
  5. При необходимости прочитайте по кругу тахометр и задайте кресейрские 2300 об./мин. (читать тахометр по кругу второй раз не нужно).
  6. Продолжайте чтение по кругу высотомера и индикатора скольжения, внося небольшие изменения в пространственное положение, пока самолет не стабилизируется на высоте 4000 футов (1219 м) и не будут выполнены условия, необходимые для левого разворота по установленной схеме.

Ну что же, если вы дошли до этого момента, то скоро сможете задаться вопросом "Кто же величайший пилот современности и... почему я?". В последнем примере мы разберем применение этапа 2 в случае правого разворота со снижением.

Правый разворот со снижением

Как и раньше, показаны только те из основных приборов, которые необходимы для выполнения разворота со снижением (рис. 6). Предположим, что вы начали правый разворот со снижением и приступаете ко второму этапу трехэтапного чтения приборов. Начинайте чтение основных приборов, задав на АГ пространственное положение для снижения со скоростью 100 узлов одновременно с разворотом по установленной схеме.


Рисунок 6

Ниже приведена последовательность действий для чтения основных приборов по кругу.

  1. Начните с АГ и прочитайте указатель воздушной скорости по кругу.
  2. Вернитесь к АГ и при необходимости скорректируйте тангаж для поддержания скорости, равной 100 узлам.
  3. Прочитайте по кругу индикатор скольжения.
  4. Вернитесь к АГ и при необходимости подкорректируйте угол крена для разворота по установленной схеме. (Производить чтение по кругу тахометра не нужно, так как вы установили режим малого газа.)
  5. Продолжайте чтение по кругу указателя воздушной скорости и индикатора скольжения, корректируя пространственное положение самолета, пока оно не будет соответствовать правому развороту по установленной схеме со скоростью 100 узлов.

На следующем занятии мы познакомимся с последним этапом трехэтапного процесса чтения приборов. Мы подытожим трудоемкий процесс по заданию нового пространственного положения самолета: произведем триммирование. После этого можно будет расслабиться и откинуться на спинку кресла - по крайней мере до того момента, когда нужно будет заново изменять пространственное положение самолета.

Сайт управляется системой uCoz