Дополнительное занятие. Чтение приборов

- Род Мачадо

Этап 1 трехэтапного чтения приборов
Пространственное положение, мощность и триммирование

На предыдущих занятиях вы в основном учились летать, глядя на горизонт через лобовое стекло. Теперь представьте, что его убрали. Нет-нет, не стекло; убрали визуальные ориентиры. Например, вы попали в облако. Естественно, вы не сможете увидеть горизонт - дальность обзора имеет свойство снижаться внутри облаков. Значит, при выполнении маневров в условиях отсутствия визуальных ориентиров вы должны использовать приборы самолета. Этому и посвящены три следующих занятия.

Я собираюсь показать вам трехэтапный процесс чтения приборов, в точности совпадающий с тем, который изучают мои студенты при подготовке к сдаче экзамена для получения сертификата "Пилотирование по приборам", дающего право летать, находясь внутри облаков. Потратив время на изучение каждого этапа, вы овладеете тем же набором навыков, что и пилоты транспортных авиалиний с одной лишь разницей: у вас за спиной не будет сидеть 150, а может, и 400 человек, следящих за каждым вашим действием. Для начала давайте удостоверимся, что вы правильно понимаете смысл словосочетания "чтение приборов".

План чтения приборов

Когда летчики говорят о чтении, их, естественно, интересуют не уроки чтения в начальной школе, да и о классической литературе речь тоже не идет. Они имеют в виду чтение показаний шести основных приборов на приборной панели самолета. Вы можете видеть эти приборы на рис. 1. Только не нужно думать, что для успешного чтения приборов нужно бешено вертеть головой и заставлять глаза вращаться туда-сюда как последний леденец в коробке, когда вы пытаетсь его оттуда вытряхнуть. Этот процесс требут сосредоточенности, и вы всегда должны знать, когда и на какой прибор нужно посмотреть и что следует делать после этого. Поэтому я и разбил весь процесс на три простых этапа. Ниже перечислены все три, но чтобы они стали действительно слитным действием, вам стоит осваивать их постепенно.


Рисунок 1
Три этапа

Вот три этапа, перечисленные в порядке выполнения.

  • ЭТАП 1. Выбор пространственного положения и режима газа, триммирование.
  • ЭТАП 2. Чтение основных приборов по кругу.
  • ЭТАП 3. Триммирование с использованием вариометра и контрольное снятие показаний с приборов "большой шестерки".

Приведенная последовательность действий должна выполняться всякий раз, когда совершаются значительные изменения пространственного положения самолета. Например, переход от набора по прямой к развороту с набором высоты является значительным изменением пространственного положения. По существу, любой основной маневр представляет собой значительное изменение пространственного положения. Последовательное выполнение всех трех этапов занимает около 15 - 20 сек. На этом занятии вы отработаете этап 1, а 2 и 3 этапы - на последующих занятиях. Освоив все этапы, вы полностью овладеете тактикой полета по приборам.

Самый Главный Прибор

Первый этап процесса чтения приборов подразумевает использование одного из самых важных приборов самолета - авиагоризонта (далее - АГ). Когда вы совершаете смену пространственного положения (этап 1), вы должны смотреть только на АГ. Это вполне естественно, так как прибор выдает информацию и о тангаже, и о крене, тогда как все остальные приборы следят за чем-то одним. Именно поэтому АГ и является таким важным прибором. Перед тем как мы поговорим об этапе 1, вам необходимо понять, что такое чувство крена и тангажа.

Чувство крена и тангажа является навыком, который позволяет вам сохранять необходимое пространственное положение самолета, а это не так-то просто. Пилот может отвлечься от чтения приборов, самолет может "болтануть" из-за турбулентности, что может привести к образованию крена и, как следствие, нежелательному изменению курса. Опытные пилоты контролируют такие изменения углов крена и тангажа на подсознательном уровне, двигая штурвал так, чтобы вернуть правильное пространственное положение. Пока вы не наберетесь опыта, реакция будет занимать у вас некоторое время. Но помните, что это, может, и подходит для дирижабля, однако при управлении самолетом замедленная реакция неприемлема.

У вас будет время для оттачивания своего чувства крена и тангажа во время Интерактивных уроков, и я советую вам уделить им достаточное количество времени. Не хватит слов, чтобы описать важность этого навыка. Я по нескольку часов проводил со своими учениками в самолете, пока не чувствовал, что они понимают, как поддерживать углы крена и тангажа с помощью штурвала. Если вы чувствуете, что овладели этим навыком (причем им овладел не только ваш мозг, но и ваши руки), можете переходить к изучению первого этапа трехэтапного чтения приборов.

Чтение приборов: этап 1

Этап 1 включает в себя выбор пространственного положения, режима газа и триммирование, необходимое для выбранного пространственного положения. Например, если вы после горизонтального полета (рис. 2) собираетесь начать набор высоты (т.е. совершить значительное изменение пространственного положения), вам необходимо задать пространственное положение и режим газа для набора высоты, после чего совершить триммирование.


Рис. 2

Правильное пространственное положение вы должны помнить из материала предыдущих занятий. Вы же помните, верно? Нет?! В таком случае самое время освежить этот материал в памяти. На рис. 3 показано примерное пространственное положение для набора высоты со скоростью 80 узлов (+13 градусов).


Рисунок 3

Согласно последовательности действий на этапе 1, переход от горизонтального полета к набору высоты должен производиться следующим образом.

  1. Задайте положительный тангаж величиной в 13 градусов. Пока вы не можете быть уверены, что это обеспечит вам скорость в 80 узлов, однако сейчас это нормально.
  2. После задания положительного тангажа нужно задать необходимый для набора высоты режим газа (2550 об./мин.). (Не стоит делать этого до задания тангажа, так как иначе не будет аэродинамической нагрузки на воздушный винт, и обороты могут превысить критическую отметку.)
  3. Произведите триммирование для выравнивания пространственного положения набора высоты. (На этом этапе необходимо первичное триммирование; окончательное будет произведено на этапе 3 трехэтапного процесса чтения приборов.)

Великолепно! Очень хорошо. Теперь давайте посмотрим, как должен выполняться этап 1, если мы опять совершим значительное изменение пространственного положения и перейдем от набора высоты к горизонтальному полету.

Переход от набора высоты к горизонтальному полету

Ниже описана последовательность действий, которую необходимо выполнить для перехода от набора высоты к горизонтальному полету, используя этап 1 процесса чтения приборов.

  1. Измените угол тангажа так, чтобы он соответствовал горизонтальному полету (рис. 2). Вы не сможете с уверенностью сказать, выполнили ли вы это условие, но на данный момент это и не важно.
  2. Подождите примерно 10 секунд и снизьте режим газа до крейсерского уровня 2300 об/мин. (Зачем ждать 10 секунд? Чтобы дать самолету возможность набрать крейсерскую скорость перед уменьшением газа. На этапе 2 вы начнете снижать режим газа после достижения крейсерской скорости в 100 и более узлов, но так как сейчас эта информация недоступна, ориентиром являются 10 секунд.)
  3. После уменьшения газа произведите триммирование для выравнивания пространственного положения горизонтального полета.

Теперь давайте посмотрим, как этап 1 поможет нам перейти к снижению после горизонтального полета. Очень важным является выбор правильного пространственного положения для снижения. Обычно снижение производится на более высоких скоростях, чем набор высоты. Необходимо выбрать положение с отрицательным тангажом 0,5-1 градус, как показано на рис. 4. Не забывайте о последовательности действий: пространственное положение, уровень газа, триммирование. Ниже описано, как это должно происходить.


Рисунок 4
Переход к снижению от горизонтального полета
  1. Задайте пространственное положение для снижения (рис. 4).
  2. Сразу же задайте режим малого газа. (Наиболее правильно изменять пространственное положение и убирать газ одновременно, так как при уменьшении оборотов носовая часть самолета опускается, что облегчает установку отрицательного тангажа. Если же начать опускать нос самолета, не убрав газ, воздушная скорость может превысить критическое значение).
  3. Произведите триммирование для необходимого отрицательного тангажа.

Теперь посмотрим, как можно перейти от снижения к горизонтальному полету. Еще раз напоминаю вам о порядке действий: тангаж, мощность, триммирование.

Переход от снижения к горизонтальному полету
  1. Задайте тангаж для горизонтального полета (рис. 2).
  2. Задайте крейсерский уровень мощности (2300 об/мин.) Если вы промедлите с увеличением оборотов, то воздушная скорость упадет слишком сильно, так что лучше увеличивать обороты одновременно с установлением пространственного положения для горизонтального полета.
  3. Произведите триммирование для необходимого пространственного положения.

Что ж, вы получили важные основополагающие знания. Помните, что при пилотировании по приборам можно ожидать неприятностей от, казалось бы, незначительных моментов, например, незнаниz того, как и когда менять обороты. Конечно, это не самое захватывающее, что может случиться в жизни, но вам стоит это выучить. Теперь настало время изучить развороты после горизонтального полета (другой тип значительного изменения пространственного положения) с использованием этапа 1.

Входы в разворот при наборе высоты и снижении

На предыдущих занятиях вы уже узнали, что развороты выполняются с величиной крена от 20 до 30 градусов. Эта информация подходит и для полета по приборам. Не стоит только совершать развороты с величиной крена больше 30 градусов, так как это значительно увеличивает нагрузку на пилота при полете по приборам. Полет по приборам сам по себе является большой нагрузкой, и пилоту в последнюю очередь стоит забивать себе голову мыслями об аэродинамических силах, действующих на самолет во время крутых разворотов. Пока что условимся совершать все развороты при полете по приборам с креном 20 градусов. Позже вы овладеете более совершенными приемами прохождения разворотов, в том числе и обычными разворотами.

Так как вы уже умеете совершать развороты, мы посмотрим, как можно использовать первый этап процесса чтения приборов для совершения значительного изменения пространственного положения, заключающегося в развороте и наборе высоты. Это должно быть похоже на шаг в танце: вы совершаете слитное движение и при этом не должны отдавить партнеру ногу. Весь секрет в том, чтобы задать 20-градусный крен и положительный тангаж одновременно. Вот как это делается.

Вход в разворот с набором высоты
  1. Начинайте разворот вправо с креном в 20 градусов, одновременно задавая тангаж для набора высоты (рис. 5).
  2. После задания положительного тангажа увеличьте обороты до значения, необходимого для набора высоты (2400 об./мин.).
  3. Произведите триммирование для поддержания пространственного положения набора высоты
  4. Теперь разберем принцип совершения левого разворота со снижением с использованием этапа 1.

Рисунок 5
Вход в левый разворот со снижением
  1. Задайте пространственное положение для левого разворота со снижением (рис. 6).
  2. В этот же момент уменьшите обороты до режима малого газа.
  3. Совершите триммирование для поддержания этого пространственного положения.

Рисунок 6

Помните, что вы отрабатывали этап 1 трехэтапного процесса чтения приборов. После того как заданы пространственное положение, режим газа и триммирование, вы готовы к этапу 2. На этом этапе вы сможете внести корректировки в пространственное положение, заданное на этапе 1.

Сайт управляется системой uCoz