Занятие 3. Действия при чрезвычайных ситуациях

- Род Мачадо

Одним из замечательных качеств современного двигателя является его надежность. Более того, считается нормой, когда пилот за все время полетов на маленьком самолете, оснащенным поршневым двигателем, не сталкивается с катастрофическим отказом двигателя. И даже отказ двигателя не является роковым для пилота. Машина, которая была самолетом с превосходно работающим двигателем, превращается в не слишком мощный планер с излишком веса в передней части. И тем не менее, должным образом обученный пилот может успешно справиться с данной неполадкой.

На этом занятии вам будет предложено несколько вариантов действий при отказе двигателя у "Бичкрафт Барон-58". Конечно, "Барон" - это самолет с несколькими двигателями, и отказ одного двигателя требует весьма специфического обучения, которое выходит за пределы этой игры. Вот почему сейчас будет уделено особое внимание отработке действий в случае отказа обоих двигателей. Следует принять во внимание, что двойной отказ двигателей редок, но он может случиться, особенно если вы не баловень судьбы (другими словами, если у вас началась черная полоса). Вот чем может быть вызвано синхронное прекращение работы двигателей: расход топлива, нехватка топлива и полная его выработка - это моменты, за которыми нужно внимательно следить. И хотя двойной отказ двигателей отрабатывается на самолете "Барон", на этом занятии вы узнаете несколько вариантов решения проблемы отказа двигателя на любом однодвигательном самолете в игре Flight Simulator.

Общие сведения

Прежде чем мы погрузимся в обсуждение того, почему и как отказывают двигатели, я вкратце скажу, что будет пройдено на этом занятии.

Занятие начнется в крейсерской конфигурации во время полета со скоростью 170 узлов приблизительно в пяти милях южнее Пэйн Филд в штате Вашингтон. Оба двигателя синхронно прекратят работу. И даже если вы решите потарахтеть за мотор сами, издаваемый вами звук "брррр" не вернет двигатели в строй. Кроме того, лобовое стекло от ваших усилий может запотеть.

Первым действием требуется направить вниз нос самолета для обеспечения нужной скорости планирования. Затем следует свериться с картой проверки при отказе двигателя и попытаться перезапустить двигатели. Конечно, двигатели не запустятся, потому что это смешает нам все карты. Далее следует активировать систему GPS и найти ближайший аэропорт (можно воспользоваться данной ранее подсказкой о местонахождении аэропорта). Следует долететь до центра аэропорта, облететь его по кругу и сесть на выбранную взлетно-посадочную полосу. (Несмотря на то, что у самолета "Барон" отказали оба двигателя, термин "двигатель" используется на этом занятии чаще в единственном числе, чем во множественном, поскольку это облегчит применение полученных знаний к однодвигательным самолетам).

Вот что нам предстоит в двух словах. Готовы ли вы к интересным подробностям? Замечательно, игра начинается или - на языке инструктора - "Итак, у вас заглох двигатель, поехали!".

Когда двигатель останавливается: самые первые шаги



Рисунок 3-1

После отказа двигателя поведение пилота должно быть таким же определенным, как дважды два - четыре. В тот момент, когда двигатель объявляет забастовку, следует немедленно опустить нос самолета до угла тангажа, который позволит обеспечить скорость планирования на максимальное расстояние. У самолета "Барон" эта скорость составляет 115 узлов (см. рис. 3-1). Что же дает скорость планирования на максимальное расстояние? Это так же очевидно, как и ответ на вопрос, сколько углов у треугольника. Эта скорость позволяет спланировать с той высоты, где отказал двигатель, на максимально возможное расстояние по горизонтали (для всех этих примеров подразумеваются безветренные условия).


Рисунок 3-2

Удивительно, но у большинства самолетов, оснащенных поршневым двигателем, предел планирования приблизительно 10 к 1 (рис. 3-2). Ну, это не более странно, чем если вы не дотянете до аэродрома. Данная величина показывает, что находясь на высоте 1000 футов над землей, вы можете планировать на расстояние 10 000 футов по горизонтали. Довольно впечатляюще, с учетом того факта, что у некоторых специально сконструированных планеров предел планирования начинается где-то около 18 к 1. Воздушное судно без работающего двигателя - это несколько неэффективный планер, но, тем не менее, это планер. С пределом планирования 10 к 1 у вас появляется неплохой шанс найти подходящее поле или дотянуть до аэропорта, где и преземлиться. Естественно, посадить воздушное судно в условиях аэропорта гораздо предпочтительнее, чем на поле, по нескольким причинам. Самой неотразимой из которых является факт, что найти механиков на фермерском поле найти сложновато, конечно, если они не подрабатывают пугалами в свободное от работы время.

Теперь, когда определен угол для планирования на максимальное расстояние и самолет оттриммирован, вам предстоит сделать важный выбор. Если отказ оборудования случился на небольшой высоте, то у вас будет не так много времени для поиска и устранения неполадки. И задачей первостепенной важности в данном случае будет поиск подходящего для посадки места, поскольку вам именно это сделать и предстоит. С другой стороны, если двигатель отказал в крейсерском полете, у вас будет чуть больше времени выполнить карту проверки при отказе двигателя, прежде чем сконцентрироваться непосредственно на посадке. То, как вы будете действовать при отказе двигателей между взлетом и крейсерским полетом, зависит от вашей оценки имеющейся высоты и условий полета.

Поскольку отказ двигателя на этом занятии происходит в крейсерском полете, у вас будет достаточно времени, чтобы выполнить карту проверки при отказе двигателя. Вот что следует проверять и в каком порядке.

Стандартная/сокращенная карта проверки при отказе двигателя

(Числа соответствуют следующим объяснениям)

  1. Воздушная скорость: тангаж 115 узлов.
  2. Переключатели топливных баков: каждый находится в положении ON.
  3. Переключатели топливных насосов: ON.
  4. Датчики горючей смеси: RICH.
  5. Дополнительный воздушный рычаг или рычаг подогрева карбюратора: ON (если есть).
  6. Переключатели магнето: BOTH
  7. Закрылки: UP
  8. Шасси: UP
  9. Ремни безопасности: пристегнуты.

Вот краткое объяснение каждому пункту выше.

  1. Уже обсуждалось, почему полет происходит на максимальной скорости планирования 115 узлов (см. рис. 3-3).

    Рисунок 3-3
  2. Следует убедиться, что оба переключателя топливных баков находятся в положении ON

    Рисунок 3-4
    Даже поверить сложно, но тем не менее, после того, как некоторые пилоты переключают топливные баки, они случайно устанавливают переключатели в положении OFF. Кроме того, бывает, что о переключатели стукаются рукой или ногой, и они становятся в положение OFF или в положение пустого топливного бака (как если бы в голове пилота в этот момент переключатели тоже находились в положении OFF).
  3. Топливные насосы в самолете "Барон" электрические, и они должны быть включены, чтобы помочь создать прерывание потока топлива (см. рис. 3-5).

    Рисунок 3-5
  4. Убедитесь, что переключатели горючей смеси находятся в переднем крайнем положении и не ограничивают поток топлива к двигателю (рис. 3-6).

    Рисунок 3-6
  5. У этого самолета "Барон" нет дополнительных воздушных рычагов, которые действуют как дополнительный источник воздуха в случае, если поток воздуха через воздушные фильтры блокируется. Если бы у воздушного судна эти рычаги были, следовало поставить их в положение ON. Этот совет можно использовать для полетов на других самолетах Flight Simulator.
  6. Важно проверить, что переключатели магнето установлены в положении BOTH, поскольку их случайно так же могли переключить в положение OFF (рис. 3-7).

    Рисунок 3-7
  7. Помните, что закрылки создают сопротивление, поэтому поднимите их как можно скорее.
  8. Шасси также создают сопротивление. Если вы на высоте - уберите шасси. Однако если высота невелика, шасси потребуются для приземления, поэтому оставьте все как есть. Но далеко вы не спланируете.
  9. Вас может потрясти, поэтому оставайтесь пристегнутыми.

(Примечание. Поскольку это самолет с несколькими двигателями, в режиме отказа двигателей обычно оба воздушных винта ставят во флюгерное положение. Флюгировать - это значит поставить рычаги воздушных винтов как можно больше назад, чтобы ограничить сопротивление авторотации воздушного винта. На этом занятии не рассматривается флюгирование воздушных винтов. Вы можете вообразить, как будто бы я заботливо флюгировал за вас воздушные винты. Но в суровой реальности вам придется позаботиться об этом лично.) Чтобы узнать о флюгировании воздушных винтов, рекомендуем изучить раздел Пилотирование двухдвигательного самолета в Учебном центре.

Задача карты проверки при отказе двигателя - заставить двигатель заработать снова. Вам же не хочется совершить принудительную посадку, пока вас не вынудили к этому, не так ли? Если вы справились с перезапуском двигателя, единственной сложностью, с которой вы столкнетесь, - объяснить пассажирам, почему в кабине пилота резко наступило гробовое молчание (и что это вдруг внезапно пот полил с вас ручьями, поскольку пассажиры не любят, когда два этих факта оказываются взаимосвязаны). Однако мы предположим, что вы не преуспели в запуске отказавшего двигателя, что отвечает целям этого занятия. (Следует помнить, что даже если отказ двигателя здесь употребляется в единственном числе, данный факт относится к обоим двигателям самолета "Барон").

Полюбопытствуем, а как же нос?

Как уже упоминалось раньше, чтобы выполнить карту проверки при отказе двигателя, нужно находиться на достаточной высоте, иначе проверка будет просто неосуществима. При условии, что пробежать глазами страницу занимает всего несколько секунд, высота в процессе теряться не должна. И, конечно же, следует сохранять скорость в 115 узлов. Кроме того, очень важный вопрос, на который предстоит ответить, - оставите ли вы нос самолета в текущем положении или же измените его направление, выполнив карту проверки при отказе двигателя?

Профессиональное мышление подразумевает, что у задумывающихся о безопасности пилотов есть участок мозга, отвечающий за безопасную посадку, когда бы и куда бы они не летели. Другими словами, хороший пилот всегда держит в уме возможность безопасной посадки в случае отказа двигателя в тот самый момент, когда самолет еще только взлетает. Конечно, аэропорт всегда будет предпочтительным участком для безопасной посадки, потому что там есть ВПП, механики и торговые автоматы. Открытое поле займет второе место в рейтинге лучших вариантов, если поблизости нет аэропортов (но если посреди поля будет стоять торговый автомат, постарайтесь в него не врезаться). При остановке двигателя пилот должен инстинктивно и рефлекторно развернуться к аэропорту или ближайшему открытому пространству и выполнить карту проверки при отказе двигателя. Когда сверка будет закончена, все внимание пилота может быть приковано к посадке самолета. Если двигатель отказывает на небольшой высоте, пилот обязан подготовить самолет к безопасной экстренной посадке до выполнения карты проверки при отказе двигателя (потому что не факт, что на это останется время). Хорошим примером такого сценария является отказ двигателя сразу после взлета. Бывает так, что времени на игры с картой либо мало, либо просто нет, когда под крылом всего несколько сотен футов.

На этом занятии отказ двигателя произойдет на высоте 8000 футов над уровнем моря (НУМ), или 7400 футов над уровнем земной поверхности. В данном случае времени будет достаточно, чтобы выполнить карту проверки при отказе двигателя. Как только закончите, следует использовать систему GPS (рис. 3-8) для нахождения ближайшего доступного аэропорта.


Рисунок 3-8

В учебном центре вы ознакомились с материалами о системе GPS и все, что вам нужно сделать, - это отметить крошечный самолет на крошечном движущемся окне карты по направлению к крошечному аэропорту, чтобы начать движение к нему. Данная мера убережет вас от посадки вне летного поля.

На втором занятии я упоминал о своих "экстрасенсорных способностях", и сейчас предсказываю, что ближайшим аэропортом окажется Пэйн Филд. Воистину потрясающе - обладать экстрасенсорными особенностями. Это так же прекрасно, как быть одним из авторов этой программы, что позволяет сбываться ста процентам предсказаний. Итак, направьте нос на Пэйн Филд и заодно подготовьтесь к следующему шагу при аварийной посадке.

Смягчение последствий аварийной посадки

В Пэйн Филд к вашим услугам три ВПП (рис. 3-9).


Рисунок 3-9

Кроме того, в Пэйн Филд есть контрольная вышка управления воздушным движением. Поскольку курс на аэропорт вы уже установили, пора подумать о подаче сигнала бедствия "МЕЙДЕЙ, МЕЙДЕЙ, МЕЙДЕЙ" на соответствующей радиочастоте. "МЕЙДЕЙ, МЕЙДЕЙ, МЕЙДЕЙ" - международный термин, означающий "у нас аварийная ситуация и нам требуется помощь". Несомненно, наилучший вариант - вещать на частоте контрольной вышки управления воздушным движением Пэйн Филд, поскольку все происходит рядом. Если эта частота вам неизвестна, следует передавать сигнал бедствия на международной аварийной частоте 121,5 МГц. На этой частоте сигнал обязательно заметят. Целью является проинформировать кого-то о вашей проблеме и добиться любой возможной помощи.

Если передача была на частоте контрольной вышки управления воздушным движением Пэйн Филд, диспетчер, как правило, задаст вопрос о характере аварии. Следует ответить, что оба двигателя бездействуют и что вы хотите совершить аварийную посадку в Пэйн Филд. Диспетчер, вероятнее всего, освободит весь аэропорт от транспортных потоков и организует акцию "Добро пожаловать, Боб!" (если вас зовут Боб), предоставив вам все пространство аэропорта. Затем диспетчер может спросить, какая помощь потребуется. Иногда вам предлагают подогнать аварийную машину, если это требуется. Я бы не стал интересоваться, не могли бы они вместо нее подогнать машину для обслуживания бортовой кухни. Вы же хотите спастись, а не пообедать - и диспетчер должен это понять.

Выполнение посадки против ветра - важное требование при любой аварии. При этом скорость посадки будет наименьшей, а расстояние посадки - самым коротким. Вот почему во время переговоров с контройльной вышкой в Пэйн диспетчер, по всей вероятности, сообщит, какая ближайшая полоса расположена против ветра. Ее-то и следует выбрать. Но на нашем занятии в Пэйн будет безветренно (я не только экстрасенс, я еще и ветром управляю. Обожаю эту работу). Погодные условия позволяют выбрать для посадки ВПП и направление, какое ваша душа пожелает. Имея такой выбор, я бы непременно мысленно приземлился на длинной ВПП, 34Л/16П. Вам тоже неплохо было бы это вообразить. Просто позвольте себе полет фантазии.

Аварийная посадка

Итак, вы утвердились в мысли свершить аварийную посадку в Пэйн Филд, теперь можно поболтать о технических приемах для выполнения посадки. Возможно, единственная наиболее важная вещь при аварийной посадке - продержаться, планируя до аэропорта. Очевидно, придется сделать круг над аэропортом, добравшись в конце концов до подветренного участка выбранной для посадки ВПП. Лучше избегать посадки с прямой при отказе двигателя, если получается лететь по видоизмененной "коробочке" (рис. 3-10).

.

Рисунок 3-10

Почему? Полет "по коробочке" предоставляет больше возможностей для исправления любых ошибок, вынесенных в отношении дальности планирования самолета. Слишком сложно оценивать, насколько хорошо выполняется планирование, когда перед вами удлиненный конечный этап захода на посадку, по сравнению с полетом параллельно ВПП, разворотом и посадкой. Возможные изменения геометрии схемы захода на посадку "по коробочке" показаны на рис. 3-11. Изменить дальность планирования во время удлинённого конечного этапа захода на посадку намного сложнее.


Рисунок 3-11

Так как вы планировали прямо к центру аэропорта, начинайте разворот влево с креном от 20 до 30 градусов, когда пролетите середину комплекса ВПП. Полет по кругу налево над аэропортом позволит без труда рассмотреть комплекс во время снижения, так как пилоты часто сидят с левой стороны самолета. Этот маневр называют нисходящей спиралью. Ваша задача - незначительно менять угол крена во время снижения так, чтобы оставаться над географическим центром комплекса ВПП. Это позволит оказаться в самом лучшем положении для выбора подходящей ВПП, когда вы снизитесь к аэропорту.

С этой точки и до снижения вы постоянно наблюдаете, планируете, представляете данные в виде графиков и схем.

Когда самолет снизится приблизительно до 2000 футов над аэропортом, следует выбрать лучшую ВПП для посадки. Так как Пэйн Филд находится на уровне 606 футов над ровнем моря, придется принять решение на высоте около 2600 футов. Спросите себя в эту минуту, в какую сторону придется совершать второй разворот "коробочки" над подходящей ВПП. Если одна ВПП подходит больше по ветровым условиям, стоит выполнить маневр так, чтобы лететь по ветру и параллельно ВВП. Целью является смещение от осевой линии ВПП на расстояние приблизительно в одну или две четверти мили (рис. 3-12). Вы останетесь в пределах дистанции планирования выбранной ВПП.


Рисунок 3-12

Если расчет верен, вы должны пролететь участок между вторым и третьим разворотами на высоте 2000-1500 футов над уровнем земной поверхности. Ваша задача - пролететь траверз торца ВПП на высоте около 1000 футов над уровнем земной поверхности (рис. 3-13).


Рисунок 3-13

На предыдущих занятиях вы уже выучили, что находясь слишком высоко или низко от этого положения, можно выбрать такую схему, которая поможет спланировать на ВПП. Убедитесь, что в этой части урока используете клавиатуру или переключатель видов на джойстике для слежения за положением ВПП. Планируйте разворот на третьем, когда ВПП находится в 45 градусах левее крыла, или даже чуть раньше. Важное правило (даже если вы не Очень Важная Персона) - лучше чуть поспешить, чем чуть опоздать при посадке без использования двигателя. Потерять высоту легко, но очень сложно высоту набрать, когда двигатель ушел в отставку. От траверза положения по ветру то, как вы пролетите прямую между третьим и четвертым разворотами до посадочной прямой, определяет, получится или нет спланировать на ВПП. Ваша способность оценивать дистанцию планирования и изменять маршрут полета - вопрос практики и опыта.

На прямой между третьим и четвертым разворотами до посадочной прямой у вас наиболее выгодное положение для выполнения быстрой карты проверки при аварийной посадке.

Основная карта проверки при аварийной посадке

  1. Воздушная скорость: тангаж 115 узлов до готовности к выравниванию и посадке.
  2. Горючая смесь: малый газ выключен.
  3. Клапан отсечки подачи горючего: OFF.
  4. Переключатели зажигания: OFF.
  5. Закрылки: в соответствии с требованиями.
  6. Шасси: Down.
  7. Главный переключатель: OFF
  8. Двери: замки разблокированы перед посадкой.

Вот краткое объяснение по каждому указанному ранее пункту.

  1. Сохранение скорости в 115 узлов нужно до тех пор, пока требуются наилучшие возможности для обеспечения планирования самолета. Как правило, это бывает до выравнивания при посадке.
  2. Перед посадкой переключатели горючей смеси должны быть установлены в положение остановки при работе на малом газе, чтобы предупредить возможный запуск двигателя в тот момент, когда этого не ждешь или меньше всего хочешь.
  3. Клапаны отсечки подачи топлива установить на отметке OFF для предотвращения разлития топлива после приземления или удара о землю.
  4. Переключатели зажигания установить на отметке OFF, в том числе и для предотвращения неожиданного перезапуска двигателя.
  5. Закрылки в соответствии с требованиями. Помните, если вы приземляетесь на поле, приземление с полностью открытыми закрылками будет предпочтительнее для уменьшения скорости приземления.
  6. Шасси всегда должны быть выпущены до посадки, если только вы не садитесь на воду или аналогичную поверхность, когда требуется посадка с убранным шасси. Это не для того, чтобы вы не разбили лоб в лепешку, а чтобы во время посадки самолет не нырнул носом в воду при приземлении и не перевернулся на 180 градусов, как делают дельфины в дельфинарии, ведь вас не ждет награда в виде куска рыбы после выполнения этого трюка.
  7. Главный выключатель будет предпоследним из рычагов и переключателей, которые должны быть выключены. Его выключение уменьшает источники воспламенения, которое может вылиться в пожар после катастрофы. И в то же время этот переключатель будет последним, потому что на самолетах, подобных "Барону", требуется электричество для изменения положения закрылков и шасси.
  8. Посадку следует совершать с открытой дверью самолета. В случае жесткой посадки дверь не будет заблокирована, что сократит время для выхода из самолета в случае необходимости.

Поскольку цель этого занятия - научить планированию, во время полета я выполню карту проверки при отказе двигателя. Я хочу, чтобы вы сосредоточились на том, чтобы держать должную скорость планирования и оставаться в пределах дальности планирования ВПП.

Это основной курс для урегулирования при отказе двигателя во время полета. Это занятие следует повторить столько, сколько требуется для отработки навыков. Кроме того, значительно сложнее справиться с двойным отказом двигателя у самолета "Барон", чем, скажем, у "Цессны Скайхок SP" 172 модели. "Барон" летит быстрее и стремительнее теряет высоту. Тем не менее, если вы сможете успешно посадить этот самолет в Пэйн Филд, возможно, вы также сможете посадить большинство однодвигательных самолетов в аналогичных условиях. Основы, изложенные тут, являются общими и подходят для большинства других самолетов.

Для закрепления изученного материала щелкните Начать учебный полет.

Сайт управляется системой uCoz